… так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа;
пусть он сказывает, что увидит (Ис. 21: 6).
В сокровищнице трудов святителя Василия Великого есть небольшая гомилия, беседа, «На слова: Внемли себе». Святитель пишет: «Внемли себе… Следи, чтобы неусыпно оберегало тебя душевное око. Посреди сетей ступаешь (Сир. 9: 13). Невидимые силки повсюду расставлены врагом: все осматривай, чтобы спастись, как серна от тенет и как птица от сети (Притч. 6: 5). Смотри же, как бы не уступил ты бессловесным в стремлении к самосохранению и не стал, запутавшись в сетях, добычей диавола, который ловит тебя в волю свою».
Внимание сегодня у нас растаскано повсюду: соцсети, пересуды, тонны информации… Все брошено на то, чтобы завладеть нашим вниманием, отвлечь нас от Бога, от спасения.
Как говорил Господь в притче о семи злейших духах, когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение (Лк. 11: 21). А когда убран сторож, вор-разбойник бес может творить с домом души и с ней самой что хочет. Сокровище благодати вынесено, все остальное в неволе. Бес управляет домом как хочет.
Вниманием к себе пронизана вся святоотеческая письменность. Это самое главное, сторожевая башня, сам сторож.
Внимание является противоположностью нерадения и рассеянности. Оно выражает собой один из способов попечения о спасении. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни», – говорит царь Соломон в Притчах (Притч. 4: 23).
Без внимания все другие подвиги лишены силы и значения. Внимание – хранитель приобретенных добродетелей, хранитель полученной благодати. Внимание, по учению отцов, проявляется в том, что ум, разум неотступно держит сердце под контролем, смотрит за происходящим в нем, трезво следит за помыслами.
Василий Великий пишет: «…как хороший боец, не давай блуждать взору души. Защищай уязвимое, выставив кулаки; не своди внимательных глаз с противника… Вот какую жизнь призывает тебя вести слово: не падать духом, не предаваться сну, но соблюдать себя трезвенно и бодро».
К сожалению, мы внимаем не себе, а всему, что вокруг нас происходит: кто что делает, как делает, каков кто (чтоб осудить), какие новости, кто нас любит, кто не любит, как к нам кто относится, а не как я люблю, как я к кому отношусь. В нашей лодке течь, а мы, вместо того чтобы вычерпывать воду и грести к берегу, рассматриваем других и окружающий мир, и ведь обычно не ради помощи.
Святитель пишет: «…для каждого из нас легче хлопотать о чужом, чем обдумывать свое собственное… прекрати заниматься пороками соседа. Не позволяй себе досужих рассуждений о чужих ошибках, но себе внемли, то есть обрати свое душевное око к изучению себя самого… по заповеди ли проходит твоя жизнь?.. Не будь как тот важный и чванливый фарисей, который, стоя в храме, оправдывал себя и осуждал мытаря. Не переставай допрашивать себя самого: не пришло ли что греховное на ум?»
В нашу душу вонзаются когти и клыки врага, наша душа в занозах, сочащихся порезах, ссадинах. Вместо того чтобы заняться ранами, мы, как не чувствующие боли, занимаемся всякой ерундой.
Внимание к себе – не самоедство, не нытье над этой израненной душой, а сосредоточенное перевязывание ран, охрана лагеря души, хранение рубежей.
Внимание к себе – это и борьба со страстями. Отсюда, от невнимания нашего, все страсти, осуждения, пересуды, недовольство, обиды ближним… Многие из нас не знают, как победить гнев, а святитель Василий советует: «Если внемлешь себе, сможешь унять ярость, словно какого ретивого и своенравного жеребенка, усмирив ее, будто кнутом, ударом слова. Сдержишь и язык, и рук не поднимешь на обидчика».
«Как разуму подобает по природе властвовать, так всему остальному – слушаться его и повиноваться. Так что не допускай никогда, чтобы порабощенный ум стал подчиняться влечениям, и, напротив, страстям не дозволяй восставать против разума и присваивать себе власть над душой».
Внимание к себе – это и, как сейчас говорят, присутствие в моменте. Если мы не живем здесь и сейчас, мы нигде не живем, только в наших мечтаниях, нас нет в настоящем моменте, время проходит без нас.
Внимание – это и сфокусированность на деле, которое делаешь. Не сфокусировавшись на задаче, на деле, мы не сможем выполнить их эффективно на сто процентов, а именно так нужно делать дело Божие, ибо проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). Это относится и к молитве. Как говорят отцы, молитва без внимания – празднословие. Солнечные лучи не обжигают, если не сфокусированы в одной точке.
Внимание к себе – это и аккуратность к себе и к ближнему.
Мы на духовной войне, за нашей душой охотятся, поэтому нужно быть предельно внимательными, как на настоящей войне, не унывать, не раскисать, а быть предельно собранными, иначе мы не услышим сигналы об опасности, которые подаются нам.
И пророк Иеремия призывает нас ко вниманию в духовной брани: «Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей, приготовьте засады…» (Иер. 51: 12).
Апостол Петр просит нас помнить о цене нашей духовной свободы и беречь себя: «Если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа…» (1 Пет. 1: 17–19).
Молитвами святителя Василия Великого да даст нам Господь внимание к себе, чтобы мы улучили спасение! Аминь.
Иеромонах Спиридон (Дорош)
monastery.ru