В этот день Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании, где воскресил Лазаря, и направился в Святой Град. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. В память об этих событиях верующие приходят на праздник с распустившимися ветвями деревьев. Во многих странах вместо пальмовых ветвей стали использовать ветви первыми распускающихся весной растений: в Италии - оливковых деревьев, во Франции - самшита, розмарина и лавра, а в России - вербы. Поэтому Вербным воскресеньем праздник называют только в России.
Перед освящением ваий (вербы) совершается каждение, читается специальная молитва на освящение (благословение) ваий, затем священник окропляет ветви святой водой.
Молитва на благословение ва́ий (освящение вербы)
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу — Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Первый раз вербу освящают на всенощном бдении перед началом чтения канона на утрени. В сам день праздника для тех, кто не смог присутствовать на всенощном бдении, освятили ветви вербы после Божественной литургии.
Сестры обители раздают прихожанам освященные ветви вербы.
В день праздника все присутствующие на богослужении держат в руках освященные ветви в знак приветствия победителя смерти Христа.
Радость праздника растворяется тихой грустью: восходя в Иерусалим, Господь грядет на вольные страдания нашего ради спасения.