• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
28 сентября 2024 года

Великомученик Никита Готфский


15/28 сентября, на второй день праздника Воздвижения Креста Господня, явившему "непобедимую для мира победу", чтится память святого великомученика Никиты, чье имя означает "победитель".


Великомученик Никита, из племени готов, которое со II до VIII веков играло значительную роль в истории Европы, жил в IV веке. По общепринятому мнению, готы - германские племена, которые от Скандинавского полуострова спустились на юг и постепенно расселились в Северном Причерноморье, между Днепром и Азовским морем. К IV веку расселения готских племен простиралась от Северского Донца на востоке до Карпат и нижнего Дуная на западе, достигнув аванпостов Римской империи. Правители готов отличались воинственностью, постоянно вели завоевательные войны и были идолопоклонниками.

По преданию, святой Никита жил на восточной стороне Дуная, в пределах нынешней Румынии. Он являлся видным и знатным вождем в своем народе. Никита был наставлен в православной вере и крещен епископом Готфским Феофилом, который принимал участие в Первом Вселенском Соборе в Никее. Святой Никита снискал особое уважение соплеменников своей твердой верой, добродетельной жизнью, мужеством и благородством рода.

Распространению христианства среди готов стали противиться местные язычники, в результате чего возникла междоусобная брань и разделение на два враждующих лагеря. Часть готов объединились вокруг их правителя, гонителя христиан Афанарика. Другая же часть, последователи Христа, примкнули к некоему Фритигерну. Противостояние враждующих сторон закончилось военными действиями. Во время битвы Афанарику удалось разбить войско Фритигерна, после чего тот был вынужден бежать в Византию и обратиться за помощью к императору Валенту. Правитель приказал солдатам, находившимся во Фракии (ныне Болгария), оказать помощь христианам.

По­сле се­го Фри­ти­герн со все­ми остав­ши­ми­ся сво­и­ми во­и­на­ми и с со­бран­ным во Фра­кии гре­че­ским вой­ском вы­сту­пил про­тив сво­е­го со­пер­ни­ка. Пе­ре­хо­дя через ре­ку Истр (Ду­най), он при­ка­зал сде­лать изо­бра­же­ние свя­то­го кре­ста и но­сить сие изо­бра­же­ние пред сво­и­ми пол­ка­ми. Так он на­пал на Афа­на­ри­ха. Про­изо­шло ужас­ное сра­же­ние, но хри­сти­ане с по­мо­щью кре­ста одо­ле­ли Афа­на­ри­ха и по­бе­ди­ли всё его вой­ско: од­них уби­ли, дру­гих взя­ли в плен, так что сам он с неболь­шой дру­жи­ной ед­ва успел убе­жать. С то­го вре­ме­ни хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная ве­ра всё бо­лее и бо­лее ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди го­тов, ибо мно­гие, уви­дев непре­одо­ли­мую си­лу кре­ста, про­явив­шу­ю­ся в бит­ве, уве­ро­ва­ли в Рас­пя­то­го на Кре­сте Гос­по­да.

Великомученик Никита Готфский
Фреска. Афон. Монастырь Дионисиат. 1547 г.

С этого времени христианство стало активно распространяться среди готов. Особенно много потрудился в эти годы епископ Урфил (Вульфил), преемник епископа Феофила. Он изобрел готскую азбуку и перевел большое количество священных книг с греческого языка на готский. В эти годы много способствовал утверждению христианской веры среди соплеменников и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Спустя несколько лет, оправившись от поражения, Афанарик сумел вернуться в свои владения и восстановить прежнее могущество. Видя, что в христианство обращаются и его бывшие сторонники, он начал гонение на новообращенных последователей Христа. Прежде всего он обратил свой гнев на святого Никиту, который выделялся своим благочестием и не страшился открыто выступать против Афанарика, обличая того в безбожии и жестокости по отношению к соплеменникам. А верующих призывал быть твердыми и не бояться мученичества.

По приказу Афанарика святой Никита был схвачен и подвергнут страшным пыткам в надежде, что он отречется от Христа. Мученик остался непреклонен и не отступил от своей веры. Тогда Афанарик приговорил его к сожжению. Святой Никита был брошен в огонь и там вместе с другими готами-христианами удостоился мученического венца.

Те­ло свя­то­го, не по­вре­жден­ное ог­нем, оста­ва­лось без по­гре­бе­ния и ле­жа­ло, бу­дучи бро­ше­но с бес­че­сти­ем. В то вре­мя про­жи­вал там од­ни бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, по име­ни Ма­ри­ан. Сей муж был ро­дом из Ки­ли­кий­ской стра­ны, из го­ро­да Моп­су­е­стии. По неко­то­ро­му де­лу сво­е­му он при­шел в Гот­скую зем­лю и здесь оста­но­вил­ся на до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Ма­ри­ан по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Ни­ки­тою и при­об­рел его друж­бу и лю­бовь; в осо­бен­но­сти же он воз­лю­бил его то­гда, ко­гда уви­дел, что свя­той по­движ­ник сто­ял за свя­тую ве­ру Хри­сто­ву да­же до го­тов­но­сти про­лить за нее кровь свою. И вот, ко­гда те­ло свя­то­го ле­жа­ло непо­гре­бен­ным, Ма­ри­ан за­ду­мал, как бы ему взять те­ло воз­люб­лен­но­го сво­е­го дру­га и му­че­ни­ка Хри­сто­ва и от­не­сти в свою род­ную стра­ну. Но он бо­ял­ся при­ве­сти в ис­пол­не­ние свое на­ме­ре­ние из стра­ха пред кня­зем, при­ка­зав­шим, чтобы ни­кто не смел по­гре­бать те­ла му­че­ни­ка. То­гда Ма­ри­ан за­ду­мал тай­но но­чью взять его.

Великомученик Никита Готфский
Фреска храма Протатон. Афон.
Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин

При на­ступ­ле­нии но­чи Ма­ри­ан го­тов был вый­ти на за­ду­ман­ное де­ло; но ночь бы­ла тем­ной и дожд­ли­вой, так что ему труд­но бы­ло ид­ти. Ма­ри­ан был силь­но опе­ча­лен этим, ибо он не ви­дел, ку­да ид­ти и где най­ти отыс­ки­ва­е­мое те­ло му­че­ни­ка. Ко­гда он силь­но скор­бел о сем, Бог вся­ких уте­ше­ний, неко­гда ука­зав­ший волх­вам звез­дою путь в Виф­ле­ем (Мф.2:2), уте­шил и Ма­ри­а­на в скор­би и ука­зал ему бла­го­при­ят­ный путь к об­ре­те­нию те­ла свя­то­го: Он по­слал некую небес­ную си­лу в ви­де звез­ды, ко­то­рая, вос­си­яв пред Ма­ри­а­ном, по­ве­ла его, ку­да бы­ло нуж­но. Сия звез­да пред­ше­ство­ва­ла пред Ма­ри­а­ном и раз­го­ня­ла ноч­ной мрак; он же с ра­до­стью сле­до­вал за нею. До­стиг­нув то­го ме­ста, где на­хо­ди­лось те­ло свя­то­го, звез­да оста­но­ви­лась над ним. То­гда Ма­ри­ан, об­вив те­ло му­че­ни­ка чи­стой пла­ща­ни­цей, по­нес его в дом, где про­жи­вал.

На могиле мученика Никиты стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. Вскоре дом Мариана уже не мог вместить всех желающих поклониться святому, и верующие решили построить храм в его честь близ городских ворот. Когда он был готов, святые мощи были перенесены под его своды. Впоследствии мощи святого великомученика Никиты перевезли в Константинополь. Известно также, что частица святых мощей великомученика Никиты находилась в Сербии, в монастыре Высокие Дечаны.

В Византии и на Руси широко почитали святого Никиту, ему было посвящены многие монастыри и храмы. О московском монастыре, связанном с царственным домом Романовых, в современной столице напоминают Большая и Малая Никитская улицы, а также Никитский переулок, от которого берет название площадь Никитские ворота. 

К 1476 году относится первое летописное упоминание о храме великомученика Никиты на Швивой горке в Москве, ныне входящего в комплекс зданий московского подворья Афонского Пантелеймонова монастыря.

Великомученик Никита Готфский
Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава),
Сербия. До 1418 года

В день памяти святого Никиты вспоминается также Новоникитская икона Пресвятой Богородицы, один из древнейших образов.

По преданию, великомученик Никита еще до принятия им Крещения увидел во сне Отрока, держащего в руке Своей крест. Проснувшись, святой долго раздумывал и не мог понять, что означает это видение. Одна христианская девица, по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему несказанному удивлению, нашел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест.

«Это же самое изображение видел я во сне»! — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно же принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери. В день мученической кончины великомученика Никиты и установлено празднование. Новоникитской иконе Божией Матери.

Икона Пресвятой Богородицы "Новоникитская"
С. Ушаков и С.Милютин. 1677–1678. Музей «Московский Кремль»

Святой великомученик Никита, моли Бога о нас!



azbyka.ruhram-ng.cerkov.ru