15/28 сентября, на второй день праздника Воздвижения Креста Господня, явившему "непобедимую для мира победу", чтится память святого великомученика Никиты, чье имя означает "победитель".
Великомученик Никита, из племени готов, которое со II до VIII веков играло значительную роль в истории Европы, жил в IV веке. По общепринятому мнению, готы - германские племена, которые от Скандинавского полуострова спустились на юг и постепенно расселились в Северном Причерноморье, между Днепром и Азовским морем. К IV веку расселения готских племен простиралась от Северского Донца на востоке до Карпат и нижнего Дуная на западе, достигнув аванпостов Римской империи. Правители готов отличались воинственностью, постоянно вели завоевательные войны и были идолопоклонниками.
По преданию, святой Никита жил на восточной стороне Дуная, в пределах нынешней Румынии. Он являлся видным и знатным вождем в своем народе. Никита был наставлен в православной вере и крещен епископом Готфским Феофилом, который принимал участие в Первом Вселенском Соборе в Никее. Святой Никита снискал особое уважение соплеменников своей твердой верой, добродетельной жизнью, мужеством и благородством рода.
Распространению христианства среди готов стали противиться местные язычники, в результате чего возникла междоусобная брань и разделение на два враждующих лагеря. Часть готов объединились вокруг их правителя, гонителя христиан Афанарика. Другая же часть, последователи Христа, примкнули к некоему Фритигерну. Противостояние враждующих сторон закончилось военными действиями. Во время битвы Афанарику удалось разбить войско Фритигерна, после чего тот был вынужден бежать в Византию и обратиться за помощью к императору Валенту. Правитель приказал солдатам, находившимся во Фракии (ныне Болгария), оказать помощь христианам.
После сего Фритигерн со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носить сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на Кресте Господа.
Великомученик Никита Готфский
Фреска. Афон. Монастырь Дионисиат. 1547 г.
|
С этого времени христианство стало активно распространяться среди готов. Особенно много потрудился в эти годы епископ Урфил (Вульфил), преемник епископа Феофила. Он изобрел готскую азбуку и перевел большое количество священных книг с греческого языка на готский. В эти годы много способствовал утверждению христианской веры среди соплеменников и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.
Спустя несколько лет, оправившись от поражения, Афанарик сумел вернуться в свои владения и восстановить прежнее могущество. Видя, что в христианство обращаются и его бывшие сторонники, он начал гонение на новообращенных последователей Христа. Прежде всего он обратил свой гнев на святого Никиту, который выделялся своим благочестием и не страшился открыто выступать против Афанарика, обличая того в безбожии и жестокости по отношению к соплеменникам. А верующих призывал быть твердыми и не бояться мученичества.
По приказу Афанарика святой Никита был схвачен и подвергнут страшным пыткам в надежде, что он отречется от Христа. Мученик остался непреклонен и не отступил от своей веры. Тогда Афанарик приговорил его к сожжению. Святой Никита был брошен в огонь и там вместе с другими готами-христианами удостоился мученического венца.
Тело святого, не поврежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
Великомученик Никита Готфский
Фреска храма Протатон. Афон.
Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин
|
При наступлении ночи Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
На могиле мученика Никиты стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. Вскоре дом Мариана уже не мог вместить всех желающих поклониться святому, и верующие решили построить храм в его честь близ городских ворот. Когда он был готов, святые мощи были перенесены под его своды. Впоследствии мощи святого великомученика Никиты перевезли в Константинополь. Известно также, что частица святых мощей великомученика Никиты находилась в Сербии, в монастыре Высокие Дечаны.
В Византии и на Руси широко почитали святого Никиту, ему было посвящены многие монастыри и храмы. О московском монастыре, связанном с царственным домом Романовых, в современной столице напоминают Большая и Малая Никитская улицы, а также Никитский переулок, от которого берет название площадь Никитские ворота.
К 1476 году относится первое летописное упоминание о храме великомученика Никиты на Швивой горке в Москве, ныне входящего в комплекс зданий московского подворья Афонского Пантелеймонова монастыря.
Великомученик Никита Готфский
Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава),
Сербия. До 1418 года
|
В день памяти святого Никиты вспоминается также Новоникитская икона Пресвятой Богородицы, один из древнейших образов.
По преданию, великомученик Никита еще до принятия им Крещения увидел во сне Отрока, держащего в руке Своей крест. Проснувшись, святой долго раздумывал и не мог понять, что означает это видение. Одна христианская девица, по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему несказанному удивлению, нашел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест.
«Это же самое изображение видел я во сне»! — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно же принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери. В день мученической кончины великомученика Никиты и установлено празднование. Новоникитской иконе Божией Матери.
Икона Пресвятой Богородицы "Новоникитская"
С. Ушаков и С.Милютин. 1677–1678. Музей «Московский Кремль»
|
Святой великомученик Никита, моли Бога о нас!
azbyka.ru, hram-ng.cerkov.ru