Евангельское чтение сегодняшнего дня повествует о десяти прокаженных, получивших по слову Господню исцеление. Из них один возвратился, громким голосом прославляя Бога и пал ниц к ногам Господа Иисуса Христа, благодаря Его, и это был самарянин (Лк. 17, 15-16). А остальные девять не сделали этого. Не было в них чувства благодарности.
В нашем жизненном обиходе есть много слов, движений и обычаев, означающих благодарность, но не всегда они служат выражением чувства благодарности, а бывают часто лицемерием. И наоборот, есть люди, которые не умеют пользоваться обычными знаками благодарности, но в глубине души своей имеют такия мысли, которыя каждое их слово и каждое движение растворяют чувством благодарности.
Десять человек, как повествует Евангелие, получило исцеление, а благодарить пришел только один. Так и среди нас много ли проникнутых чувством благодарности? Правда, во взаимных наших отношениях слова благодарности нередко можно слышать, но многие всю жизнь ратуют за свои права, считают себя униженными, оскорбленными, обиженными, и от сердца их исходит ропот, а благодарность бывает только на устах.
И конечно, ничто земное не может породить постоянного расположения может быть только мысль о Боге. Все наше — наше от Бога, т. е. все, что с нами случается — все от Бога. Благодари же Бога о всем. Вот мысль, источающая нелицемерное благодарение.
«За все благодарите, ибо такова в вас воля Божия во Христе» (Сол. 5. 18). Так учит апостол Павел. За все, говорит, благодарите — значит не только за то, что радостно: «за скорби столько же должно благодарить, сколько и за радости, столько же за малое, сколько и за большое, за прошедшее и настоящее, за постоянное и изменяющееся» (святитель Феофан Затворник).
Как возможно это, — скажете, ведь благодарность — радостное чувство, а когда встречаешь огорчение — как можно радоваться? Конечно, если поддаешься чувству огорчения, то и не подумаешь о благодарности. Но ты не огорчайся. А что возможно не огорчаться, это доказывает существование в нашем языке слова «благодушие». Благодушными мы называем таких людей, в которых радостное чувство не подавляется и скорбями, или которые и скорби принимают как благо. Не пустой звук «благодушие»: есть люди поистине благодушные, — т. е. радующиеся в скорбях.
Но опять нужно сказать: ничто земное не может породить такого расположения — только мысль о Боге сильна бывает сделать человека истинно благодушным. Чувство благодарности рождается в душе нашей при созерцании величия милости Божий к нам, а благодушным бывает тот, кто ясно видит, как самыя скорби и беды, которыя посылает нам Бог, приносят нам великое благо.
Архиепископ Симон, Пекинский и Китайский,
начальник Русской духовной миссии в Пекине
|
А если этого благо не видно — скажет кто-нибудь — скорби же умножаются и нет им конца, тогда как сохранить благодушие? На этот вопрос можно ответить следующими словами апостола Павла: «терпение нужно вам, чтобы исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36). Так мы должны говорить: «Скорбям будет конец, и конец — по милости Божией — будет хороший, поэтому буду терпеливо ждать, ибо неложны обетования Божии». Вот мысль, которая сильна поддержать благодушие и среди скорбей, кажущихся безконечными.
Есть еще мысль, которая внушает непрестанное благодарение Богу и терпение делает неистощимым — это мысль о своем недостоинстве, т.е. что не только не заслуживаешь милостей Божиих, но и подлежишь еще много большим скорбям и мучениям, нежели те, какие тебя постигают. От этой мысли происходит довольство, т.е. такое состояние, когда человек не видит, не чувствует скорбей и лишений; «сколько у него ни отнимай — ему все довольно, и как мало ему ни дай — он доволен» (святитель Феофан).
Противостоящий Царству Небесному мир над таким человеком посмеется и назовет его глупым. И конечно, кто не помышпяет о Промысле Божием, тот и много имея не скажет «довольно», а получая мало — будет требовать больше. Он высшим достоинством человека считает умение обогатиться, потому и глумится над смиренным довольством рабов Божиих. Но как нет там довольства, так ни терпения, ни благодушия, ни благодарности там не найдешь.
Итак, если есть у нас чувство благодарности, если мы благодушны, терпеливы и довольны своею хотя бы и горькою участью, то это несомненный признак, что приобщаемся к жизни Небесного Царства, а если этого нет, то значит живем мы только жизнью плотскою. Будем же благодарны Богу за все — тогда будет у нас и благодушие, и терпение, и довольство.
Поучение архиепископа Симона (Виноградова, +1933 г.) в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, 14/27 декабря 1929 г.