• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
22 июля 2022 года

Брат, как ты спасаешься?

"Знай и радуйся, что Сама Божия Матерь и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании. Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать..." Духовное наставление монашествующим из византийской рукописи XV века


Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца. Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата — по заповеди Господней (Ин. 15,12) — желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества. Ты не знаешь, что в древности монахи, встречая друг друга на пути, приветствовали друг друга так: один вопрошал: "Брат, как ты спасаешься?" На что другой отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче".

Воистину, мы нуждаемся в духовном подкреплении друг от друга, потому что путь не легок и легко погибнуть, почему и апостол нас увещевает: "Блюдите, како опасно ходите, искупующе время, яко дние лукави суть" (Еф. 5, 15 — 16) и еще: "Дондеже время имамы, да делаем благое ко всем, паче же к присным в вере" (Гал. 6, 10).

Да, брат, много у нас врагов на нашем пути: враг в сердце каждого из нас — это наше греховное вожделение, отчаяние и маловерие; враг наш извне — диавол, нападающий на нас со всех сторон и никогда не оставляющий нас безвредными и безмятежными; враг — окружающие нашу жизнь, следующие по пятам и опережающие нас заботы, тревоги, огорчения, опасности, злые обстоятельства и злые люди; враг наш — и самое время, отнимающее от нас жизнь и приводящее к состарению и немощи: так что в сущности у нас очень мало остается времени для работы на спасение нашей бессмертной души. Итак, брат, спроси самого себя, и часто спрашивай: "Душа моя, как ты спасаешься?"

И, однако, возлюбленный, несмотря на все эти невзгоды и опасности, я тебя приветствую, говоря тебе: "Радуйся!"

Радуйся — потому что ты — христианин и носишь на себе имя Христово.
Радуйся — потому что, ради Господа нашего Иисуса Христа, Бог тебя принял в Свои сыны, и ты ежедневно обращаешься к нему со словами: "Отче наш".
Радуйся — потому что Сын Божий и Спаситель твой именует тебя "братом Своим" (Ин. 20, 17, Евр. 2, 11-12).
Радуйся — потому что ты искуплен (Гал. 3,13, 1 Тим. 2, 5, 6).
Радуйся — потому что для тебя уготовано Царство от сложения мира (Мф. 25,34), если ты только сделаешь усилие в течение этой жизни, дабы наследовать его в вечности.
Радуйся — потому что ты уже причислен к лику спасенных (Еф. 2, 5) и уже вписан в Книгу Жизни (Откр. 3,5), и от тебя требуется мало, чтобы подтвердить это и удержаться на такой великой высоте.

Радуйся — потому что Бог призвал тебя в монашестве угодить Ему и облек тебя "ризою спасения", каковой разумей крещальную твою рубашку, и "одеждою веселия" (Ис. 61,10), каковой почитай твои монашеские одежды, и знай и радуйся, что Сама Божия Матерь и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании. Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать, лишь бы ты только имел решимость продолжать свой путь и избежать тину, из которой нет спасения.

Брат-монах, как только Бог услышал от тебя твои монашеские обеты, Он даровал тебе крылья для того, чтобы ты невозбранно взлетел к небу выше сего мира и немеркнущими очами мог взирать на солнце славы. Смотри, блюди, ревнуй о своих крыльях и не допусти врагу тайно или явно подрезать их у тебя, потому что есть ли что более несчастное, чем орел, ползающий по земле?! Нет, брат, я знаю, что с помощью Божией этого не приключится тебе, и ты поднимешься выше всех сетей и ловушек и взлетишь в небо, к Богу, призвавшему тебя званием святым (2 Тим. 1, 9). И посему, услышь слова апостола: Радуйся всегда о Господе; и паки реку, радуйся (Флп. 4, 4).

Знай, что для тебя время не ждет; люби время своей жизни, потому что это — время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени уже не будет.

Ты вспоминаешь свое прошлое; придет время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет возможно исправить. Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-й неделе Великого Поста один известный блаженной жизни архипастырь, который в своей беседе к нам говорил: "Вот еще так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряженной и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы. Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь". Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно, или попускал себе или даже нарушал этот пост, — с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу той любви, которую мог, и, таким образом, потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?”

Радуйся, что ты сейчас живешь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом, и не рабом, а — сыном, по слову Евангелия (Ин. 1, 12). А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи все скорбное стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе, что некоему человеку было бы обещано, что по окончании училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть. Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего: надежда лишь на некое благополучие в жизни, а прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это — подумай только! — целое царство, и не просто царство, а Царство Небесное — вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, Твой любящий Отец! Какое же у тебя тогда основание падать духом? Какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела? Но, может быть, ты скажешь: я — слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? Брат, все равно учись и все равно старайся. Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий. Но если ученик старался: не пропускал его уроков и исполнял домашние задачи, то хотя бы ученик и был весьма неспособным, однако, этот наставник снисходил к нему и давал ему возможности дальнейшего продвижения в училище, взирая не на его успехи, а на самое старание. Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом и прощающем наши немощи Боге.



Из книги «Размышления смиренного сердца»
(перевод и публикация архимандрита Амвросия Погодина, Москва, Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1994),
фото: tvereparhia.ru