≈ 01/14 сентября. Начало индикта – церковное Новолетие ≈
История происхождения праздника Новолетия
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, по новому – 14 сентября. В этот день в литургическом богослужении Православной Церкви читается евангельский текст о начале проповеди Спасителя, когда в храме в Назарете Он прочел пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк. 4; 16–22)
"Лето" - славянское слово, буквально означающее «год»
В этом указании Господа византийцы видели Его предписание о праздновании дня Нового года, а Священное Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II ( X век ) сказано: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник».
Именно в этот день, 1 сентября 312 года, святой Константин Великий одержал победу над императором Максентием, что открыло путь свободному исповеданию христианской веры на всех территориях Римской империи. В память об этой победе на I Вселенском соборе 325 года и был установлен праздник церковного Новолетия, иначе – индикт.
Само понятие индикта было введено много позже, в VI веке, при императоре Юстиниане I, который ввел в христианской Церкви календарное счисление по индиктам, или индиктионам (от латинского indictio – объявление, указание).
Раз в 15 лет 1 сентября в Римской империи собиралась дань.Объявлялись размер податей, которые следовало собрать в данном году, переоценка имений. Из этих сборов, которые начались еще при Константине Великом, отчислялась воинская пенсия – срок службы тогда был 15 лет. Так что византийцы, в отличие от нас, измеряли вехи не десятью, как мы сейчас, а пятнадцатью годами.
Впрочем, ранее и в Византии, и в Риме было известно и мартовское летоисчисление, восходящее к восточному, древнейшему летоисчислению Египта и Ассирии, связанное с приходом астрономической весны.
Византийцы ввели еще одно временное понятие - Великий индиктион – 19 пятнадцатилетий, то есть 532 года. Эта с виду неудобная, некруглая дата имеет астрономическое обоснование: восточные мудрецы были прекрасными астрономами и знали, что каждые 532 года начала орбитальных кругов Солнца и Луны совпадали. Такое положение Земли сложилась и в тот день, когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь со словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Это было первое Господне свидетельство об исполнении пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии, о начале времени Нового Завета.
«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», – писал о Новолетии святитель Феофан Затворник.
Новолетие на Руси
На Руси до конца XV в. гражданское празднование Нового года 1 марта и Новолетие расходились – мы находим свидетельства тому у древних летописцев, в том числе у преподобного Нестора Летописца.
С 1492 года Новый год и Новолетие 1 сентября были совмещены государственным решением. В Москве на Соборной площади Кремля сооружался помост. С него митрополит и великий князь объявляли о смене года, священнослужители святили воду и митрополит с поздравлениями кропил правителя и народ. Так совершалось это торжество.
Многие важные государственные события были приурочены к Новолетию и Новому году: например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году.
В Новолетие с помоста представляли наследника престола по достижении им совершеннолетия - возраста 14 лет.
Во время царствования царя Алексея Михайловича Романова день Новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой и обувью перед холодной русской зимой, давали милостыню. Простой народ получал подарки, заключенные в темницах тоже не оставались забытыми – их посещали и также оставляли им милостыню и еду лучше обычной тюремной.
Новолетие вместе с гражданским Новым годом праздновалось в день 1 сентября до восшествия на престол царя Петра Великого, который в 1699 году издал указ о перенесении Новолетия на 1 января, указав также украшать жилища новогодними елками, в подражание западной традиции.
Но в богослужебных книгах приход нового духовного лета остается за 1 сентября. Хотя празднование это утратило былую торжественность, по Типикону этот день считается малым Господским праздником: «Начала индикта, сиречь новаго лета». Он соединен с праздничной службой в память преподобного Симеона Столпника, по совпадению обеих дат.
В годичном кругу православных праздников первым после Новолетия наступает праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября, а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом.
«В Новолетие обостряется откровение вечности... Поворотные времена и сроки говорят нам о нашем рождении и смерти, о вступлении в мир и исхождении из него, о гранях жизни, ограниченной во времени...
Мы живем во времени, но носим образ вечности, такова противоречивость нашего тварного бытия, но это и знак свободы от него, знак свободы детей Божиих» - протоиерей Сергий Булгаков.
по материалам из открытых источников
фотографии Татьяны Шибаевой