• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
17 января 2016 года

Благодарность — светильник в духовной жизни

В начале беседы я хочу всех вас поздравить. Сегодня отмечается новолетие по старому стилю, и в этот же день совершается память святителя Василия Великого, одного из основоположников монашеского жития. И я хочу вместе с вами поблагодарить Господа за всё, что Он даровал нам в прошедшем году, и испросить Его благословения на год предстоящий, как говорится в церковных песнопениях на новолетие:

«Царствие Твое, Христе Боже, царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, вся бо мyдростию сотворил еси, времена и лета нaм предложив. Темже, благодаряще о всех и за вся, вопиeм: благослови венeц лета блaгости Твоея и сподоби нaс неосуждeнно вопити Тебе: Господи, слaва Тебе».

И еще я хочу поблагодарить всех вас, каждую сестру. Во-первых, за то, что вы в прошедшем году хранили наше единство, жили в мире и согласии друг с другом, как пишет преподобный Феодор Студит, «любя друг друга братскою о Христе любовью, так что у всех вас одна душа, одно помышление и желание при мирной и благоустроенной жизни».

Во-вторых, я благодарна вам за то, что каждая из вас проявляла духовную ревность, подвизалась в евангельских добродетелях и молитве.

И особо хочу поблагодарить вас за ваши труды, которые вы исполняли на послушаниях с истинно монашеским самоотвержением, с желанием послужить Богу и сестринству. Это самое лучшее в вашем служении, и именно этим вы более всего укрепляете нашу обитель и вдохновляете друг друга к монашеской жизни.

И конечно, я желаю, чтобы этот дух — дух самоотверженного и радостного служения друг другу и дух благодарности — сохранился и приумножился в нашей обители и в предстоящем году. И сегодняшнюю небольшую беседу мне хотелось бы посвятить именно этой добродетели — благодарности.

Это не просто одна из частных монашеских добродетелей, но можно сказать, что вся жизнь монаха должна быть благодарением Богу! Как призывает нас апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию». Всё делайте в славу Божию — то есть всё делайте, славя и благодаря Господа. Едим ли мы или пьем, или работаем, или иное что делаем — всё мы можем делать с благодарением. И когда мы благодарим, то всякое наше дело, даже самое малое, самое обыденное, возвышает нас к Богу.

Недаром в другом своем послании апостол Павел пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Смотрите, как он говорит: быть довольным, то есть быть благодарным Богу за всё, что имеешь, всему радоваться — это не просто добродетель. Но это великое приобретение для человека. Никакие земные блага, никакие богатства не сравнятся с этим истинным, великим приобретением — благодарным сердцем! И в особенности мы, монашествующие, призваны к тому, чтобы стяжевать это сокровище — благодарность. Ведь без нее мы просто не можем жить!

Для нас благодарность — это светильник в духовной жизни. Когда человек отправляется в дорогу со светильником, он ясно видит всё, что встречается ему на пути, и идет быстро и уверенно, ничего не страшась. Так и мы, когда имеем яркий светильник — благодарность, то совершаем свой духовный путь с уверенностью и радостью, потому что в правильном свете видим все вещи, все события, всех людей. Что значит: видим в правильном свете? Это значит, что на любую вещь и любого человека, оказавшегося рядом с нами, на любое жизненное обстоятельство мы смотрим как на дар Божией любви. И такой взгляд делает нашу жизнь простой, ясной и радостной. Как говорит один подвижник, благодарный монах всякому событию дает доброе толкование, во всем видит Божию любовь и всему радуется.

Старец Паисий Святогорец приводит один пример:

«Некий монах как-то вечером пошел на вершину горы, чтобы совершить там вечерню. По пути он нашел белый гриб и возблагодарил Бога за эту редкую находку. На обратном пути он хотел срезать этот гриб и приготовить его себе на ужин. Но возвращаясь в каливу, монах увидел, что, пока он читал вечерню, на гриб наступило какое-то животное, и целой осталась только половина гриба. Видно, сказал монах, столько мне надо съесть. Он собрал то, что осталось, и поблагодарил Бога за Его промысл, за половинку гриба. Чуть пониже он нашел еще полгриба, нагнулся, чтобы срезать и восполнить недостаток для ужина, но увидел, что гриб трухлявый. Монах подумал: “Наверно, этот гриб ядовитый”, — и снова возблагодарил Бога за то, что Он уберег его от отравления. Вернувшись в каливу, монах поужинал половиной гриба. На следующий день, когда он вышел из дома, его глазам открылось чудесное зрелище. Повсюду вокруг каливы выросли прекрасные грибы, и, увидев их, монах снова возблагодарил Бога. Видите, он возблагодарил Бога за целый гриб и за половинку, за хороший и за плохой, за один и за много. Он был благодарен за всё».

Этот монах во всем видел проявления Божией любви, и потому всегда пребывал в мире и радости. И для каждой из нас жизненно важно всякое событие и всякую вещь освещать светом благодарения — только тогда мы сможем правильно понимать и вещи, и события, видеть их смысл и пользу.

Благодарность не только освещает наш духовный путь, но и делает его для нас ровным и гладким. Любые препятствия, любые трудности благодарный монах может превратить во благо всего тремя словами, сказанными от сердца: «Слава Тебе, Господи!» Приведу простой пример. Нас несправедливо укорили. Мы можем огорчиться, начать думать, почему к нам так несправедливо относятся, как нам оправдать себя, как отстоять свое достоинство или, по крайней мере, как вытерпеть эту ужасную несправедливость. И если мы поддаемся этим помыслам, то в душе у нас поднимается целая буря, мы и сами немирствуем, и других смущаем своим огорчением.

Но всех этих трудностей легко избежать, если мы в этой ситуации просто начнем внутренне, от сердца благодарить Бога. Понуждая себя к благодарению, мы очень скоро почувствуем, что несправедливый укор попущен нам Богом не случайно, а для нашего смирения, и обида уйдет из нашего сердца, мы обретем радость.

Когда мы за всё благодарим, то любые обстоятельства обращаются нам во благо. Святые отцы говорят, что даже и искушения, и действия страстей могут принести нам пользу, если мы не оставляем благодарения. Ведь даже и брань попускается нам Господом не случайно, а ради того, чтобы мы с большим усердием взывали к Богу, искали у Него защиты и через это соединялись с Ним. И потому благодарный человек не смущается и не унывает даже во время брани.

Можно сказать, что благодарение избавляет нас от любых забот и проблем. Нам не нужно ни о чем тревожиться, строить планы, думать о том, какими подвигами себя исправить. Достаточно просто благодарить Бога за всё, что мы имеем, и за всё, что с нами случается, — и тогда всё в нашей духовной жизни будет совершаться как бы само собой, Сам Бог будет вести нас. Старец Паисий говорил об этом так:

«В духовной жизни не требуются бицепсы. Будем смиренно подвизаться, просить милости Божией и за всё Его благодарить. Над человеком, который без всякого собственного плана отдает себя в руки Божии, исполняется план Бога».

Благодарность открывает наше сердце для Бога и вводит нас в теснейшее общение с Ним. Как говорит один старец, «возблагодари Бога — и Он тут же будет рядом с тобой». Если бы все люди знали этот секрет и старались, по заповеди апостола, за всё благодарить, то на земле не осталось бы ни одного несчастного, страдающего человека!

Ведь благодарить — это значит любить. А как может быть несчастным тот, чье сердце полно любовью к Богу? Преподобный Феодор Студит пишет, что «благодарение есть свидетельство о возлюблении Бога».

И действительно, благодарность достоверно свидетельствует о том, что мы любим Господа. В любой ситуации мы готовы сказать:«Господи, я люблю Тебя одного! Ничего мне не нужно кроме Тебя! Возьми всё остальное — и я буду Тебя благодарить!»

И всегда за понуждением себя к благодарению стоит глубокий внутренний труд, совершаемый ради Христа. Мы благодарим — и это показывает, что мы стремимся изгнать из своего сердца всякую страсть. Пусть не исполняются наши желания, наши планы — мы все равно благодарим. Мы готовы из любви к Богу отречься от всего, отвергнуть саму свою волю, свое «я» ради исполнения воли Божией! И этот внутренний труд — один из самых благодатных. Приучая к нему свое сердце, мы скоро получаем прекрасные плоды.

Благодарение вводит нас в серьезную духовную жизнь, помогает нам не забывать о Боге, хранить непрестанную молитву. Сама наша молитва меняется, когда мы приучаем себя к благодарению: мы обретаем беспопечительность, нас не отвлекает ничто земное, и благодать Божия помогает нам молиться почти без помыслов. Наоборот, если благодарности в душе нет, то молитва неизбежно будет рассеянной.

Дух благодарения и славословия делает нашу молитву не только более внимательной, но и более искренней и живой. Мы начинаем воспринимать Бога не абстрактно, а как Живую Личность, с Которой мы можем войти в общение.

Благодарность может быть дарована нам и как одно из самых благодатных состояний при молитве. Один из святых отцов, преподобный Нил, писал:

«Молитва — это вопрос радости и благодарности».

То есть когда мы во время молитвы начинаем видеть благодеяния Божии, когда вдруг нашим духовным очам открывается Его домостроительство о роде человеческом и промышление о нас самих, когда наше сердце наполняется особенной любовью и благодарностью ко Христу — то будем знать, что в это время истинно благодать Божия коснулась нашего сердца.

В Святогорском отечнике рассказывается об одном монахе, которому было даровано такое благодатное состояние, исполненное любви к Богу и благодарения. Этот монах оказался в монастыре уже в глубокой старости, когда ему было около ста лет. Все его родные погибли во время землетрясения, кроме одного сына, который был иноком на Афоне. Он и забрал старца в обитель, где того постригли с именем Симеон. Отец Симеон прожил в монастыре совсем недолго. По старости он не мог нести никакого послушания, и все свое время посвящал молитве и благодарению, часто повторяя: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе за всё!». И за это его смиренное делание Господь даровал ему великое утешение. Перед самой его смертью сын спросил его:

«Отец Симеон, что ты думаешь о тех ста годах, которые ты прожил? Помнишь ты что-то хорошее из своей жизни?»

Монах Симеон с радостным лицом ответил:

«Возлюбленное мое чадо, за всю мою жизнь помню я только те минуты, когда я от сердца воздохнул к Богу и прославил Его с благодарением. А самое большое благо — это то, что Бог удостоил меня стать монахом, и я получил возможность радоваться беспрепятственно и за всё благодарить Его непрестанно. И потому, дитя мое, в этот самый час, когда я должен отойти из этого мира, я чувствую внутри великую радость, и я желаю скорее отойти из этой жизни, потому что мне кажется, что я пойду на великий праздник. Не могу подобрать слов, чтобы передать мою радость. Чувствую, что благодарение вводит меня на брак великого и богатого Царя».

Таково действие благодати Божией, которое в особенности даруется смиренным и простым душам. Так и нас, когда мы совершаем евангельские добродетели, может посетить Господь и наполнить наше сердце благодарностью и радостью о том, что мы монахи, что мы можем всю свою жизнь посвящать единому Богу и устремляться душой в Небесное Царство.

И все эти изобильные плоды благодарности доступны любой из нас! Ведь каждый человек может научиться жить в благодарении, у каждого есть к этому большие способности. Нет такого человека, который был бы неспособен к благодарению. Может быть, кому-то трудно всегда быть кротким, а кто-то по немощи телесной не может подвизаться, но благодарить способны все. И не просто благодарить, а как призывает апостол, благодарить за всё. Для этого есть особая молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, слава Тебе!»Святитель Игнатий не раз советовал своим духовным чадам во время трудностей или искушений повторять эту или другие подобные молитвы и говорил, что «при внимательном, неспешном повторении их они действуют весьма скоро, сильно, благотворно, спасительно», и что от них «изливается в сердце спокойствие, утешение и сладость». Зачитаю одно из таких поучений святителя Игнатия:

«Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите Вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв, начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога. Славословие и благодарение — отнюдь не вымысел человеческий, а делание, преподанное нам Самим Богом. Апостол заповедует его нам от лица Божия: “За всё благодарите”».

Видите, наша благодарность настолько угодна Господу, настолько радует Его, что едва только Он слышит, что наши уста начали произносить слова благодарения, как сразу подает нам Свою помощь. И вот что важно: даже если мы в сердце еще не имеем благодарности и начинаем молиться и благодарить без сердечного сочувствия, то и в таком случае получаем плод. Само понуждение к благодарности уже угодно Богу, и Он тут же откликается и приближается к нам, и Сам научает нас благодарению.

Причем благодарность имеет одно удивительное свойство: мы можем начать с благодарения за что-либо малое — например, за прочитанное поучение, от которого мы почувствовали особую пользу, или за чей-то добрый поступок, подаривший нам вдохновение. И в ответ на эту малую благодарность Господь может так утешить нас, что мы вновь пожелаем благодарить Его. И постепенно от благодарения за малое мы придем к тому, что будем благодарить Бога за всё. Благодарность будет изливаться из нашего сердца, она станет нашей естественной реакцией на любое событие. Старец Паисий говорит об этом так:

«Славословие освящает всё вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хорошем смысле слова, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит так щедро благословение Божие, что он едва может его понести».

И если человек постоянно понуждает себя к благодарению, то со временем он может достичь такого благодатного состояния, что будет каждый миг своей жизни ощущать себя погруженным в благодеяния Божии. Он станет от всей души благодарить Бога и за то, что Он дарует ему силы противостоять страстям и греху, и за саму возможность вести духовную жизнь, молиться, подвизаться. Все вы, наверно, помните случай из жития преподобных Василиска Сибирского и Зосимы (Верховскго). Однажды зимой они долго плутали по сибирским лесам и едва не погибли, и, когда им удалось выйти, они благодарили Бога не только за свое спасение, но и за то, что во время этого испытания Он сохранил их от ропота и уныния. И это было одним из проявлений их возвышенного духовного устроения.

И всегда в том, насколько человек благодарит, проявляется его духовное преуспеяние, благодатное устроение души. Все святые угодники Божии имели благодарное сердце, можно сказать, они были самыми благодарными людьми.

Будем и мы благодарить Бога и за малое, и за великое, и пусть благодарение станет нашим неизменным спутником на духовном пути. Через понуждение себя к благодарности мы можем постоянно преуспевать. И с какими бы трудностями в духовной жизни мы ни встретились, мы всё можем преодолеть при помощи благодарения и подняться на самые высокие ступени духовной лествицы. Как говорит святитель Николай Сербский:

«Чем человек благодарнее, тем он ближе к совершенству».

И я еще раз желаю всем вам иметь то доброе расположение духа, о котором пишет преподобный Феодор Студит:

«Апостол говорит: всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите. Сими тремя добродетелями определяется спасение наше: ибо радость есть признак совершения всякой правды; непрестанная молитва не дает диаволу напасть на нас; благодарение же есть свидетельство о возлюблении Бога».

sestry.ru