• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
15 июня 2021 года

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская

2/15 июня Церковь совершает празднование святой благоверной княгине-мученице Иулиании Вяземской и Новоторжской в честь обретения ее честных мощей. Святая княгиня погибла за отказ нарушить супружескую верность и почитается как покровительница брака и целомудрия.


По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Отца Иулиании, Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью она призвала брата мужа, Федора Даниловича и поручила ему растить свою четырехлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Рано потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, возрастая, все больше и больше полагалась на волю Божию; молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме были ее главным утешением. Неотъемлемыми качествами Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя искреннюю веру, не оставил дитя, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную наружность.

По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича, отличавшегося кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Божии, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. По словам летописца, они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся тогда в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV−XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны Литовского княжества.

В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий I Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери великого князя Литовского Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой, переживало тогда последние годы своего существования. Великий князь Витовт во весь период своего правления не только желал завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них. И зять его, великий князь Василий Дмитриевич, этому практически не препятствовал.

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская

Последний владелец Смоленских земель − князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца, Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их родственников и сторонников, затаивших злобу и обиду.

В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина: «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские недруги тайно связались с князем Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь князя Рязанского Олега Ивановича. Из Смоленска ее отправили в Литву.

Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий и некоторое время находился в нем. После падения Смоленска литовские войска вскоре захватили и Вязьму. Горечь изгнания князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделили с князем Юрием Смоленским.

В 1406 году князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона и дал им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины.

По преданию, ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всем отдавал ему предпочтение, служа верой и правдой. И княгиня Иулиания выражала почтительность, ласку и добро. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом.

Но недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь благоверных Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия − сластолюбие, непомерная тяга к женщинам − приняла здесь крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще как-то сдерживал себя, то в Торжке, пируя и предаваясь пустым развлечениям, быстро потерял всякую власть над своей страстью. Он прельстился красотой княгини Иулиании. В сердце Юрия закралась зависть к Симеону, вскоре перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть его супругой. Плотская похоть разжигала воображение князя Юрия, затмевая разум. Он забыл, что говорил Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о прелюбодействе. Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Не помнил он и о том, что еще в Ветхом Завете напоминалось: Не пожелай красоты ее в сердце твоем… Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины (Притч. 6:25, 28−29).

Князь Симеон и княгиня Иулиания

Уверенный во вседозволенности и безнаказанности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям.

Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Подстрекаемый лукавым духом, князь Юрий не хотел помнить, что именно пьянство более всего вредит целомудрию. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. 23:31−33). Опьянев, князь Юрий коварно заколол мечом ничего не подозревающего князя Симеона − тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию: Не убивай (Исх. 20:13). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять свое целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления: «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!» Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. Защищаясь от насильника, княгиня попыталась ударить его ножом, а затем, воспользовавшись замешательством Юрия, вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить ее и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

Рукописное Житие святой княгини Иулиании, хранившееся в соборном храме города Торжка, представляет несколько иную версию происшедшего: князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости Юрий бросился на него и убил, а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку.

Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг ее благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью и отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили жизнь вечную и Царство Небесное. Их кончина последовала 21 декабря / 3 января (н. ст.) 1406 года.

По преданию, тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в стенах Никольского (впоследствии Троицкого) храма. Его имущество, по общему уговору родственников Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги.

Соборный храм г. Вязьмы. Фото Маргариты Волковой

Благоверный князь Симеон свято почитается в Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых.

Вяземский Никольский (Троицкий) собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона в настоящее время считаются утраченными.

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной того же 1406 года. По преданию, ее целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели ее останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка Иоанн, без всякого на то благословения, захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн раскопал захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в храм пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал о случившемся. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только во время молитвы у гробницы святой Иулиании, к которой его принесли родственники, получил исцеление.

В апреле 1815 года в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, молились ей, прикасаясь к ее гробу, или взяв часть земли из храма,и получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с обретением мощей княгини Иулиании, 2/ 15 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь святой мученицы часовню. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839−1908), в 1820 году для придельного (южного) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской и Новоторжской, в Преображенский летний городской собор выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К.И. Росси, завершили, и тогда же его освятили.

г .Торжок. Фото С.М. Прокудина-Горского

В честь святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.

5 февраля 1919 года, во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании, гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая до 1930 года мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия гробницы большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу.

В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.

Православная Церковь чтит память благоверного князя Симеона Вяземского и благоверной княгини Иулиании Вяземской 21 декабря /3 января (н. ст.), в день их мученической кончины, а также в воскресенье перед 28 июля/10 августа – в Соборе святых земли Смоленской, в воскресенье после 29 июня/11 августа − в Собор святых земли Тверской, во второе воскресенье по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в день обретения мощей благоверной Иулиании – 2/ 15 июня.

Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей написан в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.

Судьба князя Юрия

После жестокого убийства святых Симеона и Иулиании, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. В Послании к Ефесянам апостол Павел напоминал: Знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа Бога (Ефес. 5:5). Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести, он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Вспомнил он слова царя Давида из Псалтири: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:5). Скромное убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах – 36,3 км. от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Ибо скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован (Притч. 28:13). Пробыв в обители несколько дней, он тяжело заболел и 14 / 27 сентября 1408 года, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня скончался.

Святые благоверные Симеоне и Иулиания, молите Бога о нас!



~ иеромонах Даниил (Сычев)

monasterium.ru