• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
26 января 2024 года

Берегите свою душу


Наставления румынского старца Клеопы (Илие) о духовной жизни.


Тело и душа подобны весам: если нагрузить одну из чаш, другая обязательно станет легче. Поэтому, если тело предается беспечности, душа становится инертной и вялой. С другой стороны, когда душа возвышается добродетелью, плотские желания угасают.

Существует два очень мощных оружия, с помощью которых мы можем преодолеть все вражьи ловушки и силки. Первое – святая молитва, второе – смирение.

 Перестань заниматься чужими грехами. Исследуй себя и ответь: живешь ли ты так, как хочет от тебя Бог? «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк. 6: 41). Так что не суди по внешнему, придираясь к другим, а то уподобишься тому высокомерному фарисею, который оправдывал себя и насмехался над мытарем.

 Способность переносить боль терпеливо возрастает в нас благодаря молитве, исповеди, Святому Причащению, чтению священных книг, воспоминанию страданий Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. Также – через посещение тех, кому хуже, чем нам, и размышление о вечном блаженстве в раю. Нет иного пути ко спасению, кроме пути Креста, страдания, терпения и жертвы, как говорит Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19), – и: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13).

 Ты яришься, сквернословишь или жестикулируешь, как дикий зверь? Если ты будешь бдеть над собой с разумением, ты обуздаешь свой гнев и свой язык, как кнут укрощает дерзкого жеребенка.

 Люди, регулярно исповедующиеся, даже если впадают в один и тот же, может быть, смертный грех, не теряют времени напрасно. Они вновь получают прощение и благодать Божию, и их совесть освобождается от бремени греха.

 Без регулярной исповеди намного труднее искоренить в себе страсти. Как одним ударом топора не срубишь старое дерево, так и привычный грех не изгонишь одним сокрушенным движением сердца. Здесь требуется намного больше.

 Непрестанно проверяй себя, не согрешил ли ты в мыслях, не наговорил ли лишнего. Или, может быть, твои дела не сообразуются с волей Божией? И, если ты обнаружишь, что у тебя много грехов, а ты обязательно их найдешь, потому что ты человек, повторяй вслед за мытарем: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18: 13).

 Брат, ты в пути. Будь осторожен, чтобы не сбиться с него. Не уходи ни влево, ни вправо, но всегда иди царским путем. Ты духовный атлет. Будь осторожен, чтобы не нарушишь правила, потому что никто не получит победный венец, если не соревнуется в соответствии с ними.

 Боль посылается с небес для спасения, для испытания, для прощения грехов и для духовного прогресса. Но мы должны принять ее с благодарностью, как исходящую из рук Божьих. Как говорит пророк Давид: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» (Пс. 22: 4). Так жезл и посох боли утешают добрых и верных. Боль очищает их от греха и соделывает их достойными большего венца и награды на небесах. Для нечестивых этот жезл – призыв к покаянию.

  Чем больше грехов и зла будет умножаться в этом мире, тем больше у нас будет Божиих посещений для нашего исправления, то есть голода, землетрясений, войн, болезней и смерти. Будучи христианами, мы должны беспокоиться о том, чтобы оставить грехи, примириться с Богом, иметь смирение, терпение и страх Божий. Тогда наши скорби уменьшатся и принесут пользу для нашего спасения.

 Во всем мы должны следить за тем, что мы говорим и как мы это говорим. Мы всегда должны концентрироваться на том, как угодить Богу, и не желать ничего больше. Мы не должны торопиться в оценках слов и дел других и вмешиваться в дела, которые нас не касаются.

 Берегите свою душу. Ухаживайте за ней и украшайте ее. Очистите ее от скверны греха. Изгоните из нее уродство зла и красотою добродетели сделайте ее светлой и прекрасной.

 Если вы хотите идти прямо ко Христу, вы должны пройти между двух стен. Эти стены сделаны не из камня, кирпича или глины, но обе духовные. Справа – страх Божий, слева – страх смерти. Эти две стены избавляют нас от всякого греха.

 Бог попустил лукавому ввести нас в искушение, чтобы укрепить нас в вере, чтобы мы возлагали всю свою надежду на Него одного, а не на свои силы, и чтобы мы получили от Него большую награду. Но Он никогда не допускает искушений выше наших сил. Враг влияет на нас только потому, что мы позволяем ему это. Он создает преткновения для новых грехов и всегда напоминает нам о прежних. Но если мы добровольно ловимся на его удочку и поддаемся греху, то виноват не он, а мы сами.

 Лукавый никогда не появляется перед нами в открытую, никогда прямо не обнаруживает себя нашим врагом. Вместо этого он борет нас тайно, не напрямую, или через плохих людей, используя всевозможные злые уловки, чтобы скрыть тот факт, что он хочет, чтобы мы пали и погибли. Лукавый, источник всех зол, вводит нас в искушение именно помыслами неверия, богохульства, отчаяния, гордыни и тщеславия. Он искушает нас и через других людей: мыслями о превосходстве над ними, тщеславием, гневом и похотью, корыстолюбием, жадностью, завистью, раздорами, осуждением других, сплетничеством и прочим. Он также наводит искушения на тело леностью, чревоугодием, пьянством, блудом, слабоволием, жестокосердием и тому подобным.

 Есть три врага, которые воюют против нас и искушают нас до самой смерти: лукавый бес, мирские наслаждения и тело. И очень мало христиан, которым с помощью Христа удается выйти победителями в борьбе с искушениями и наслаждениями этого мира.

 Искушения – это испытания, которые приходят к нам от лукавого и его слуг, то есть от злых людей. Бог попускает их, чтобы испытать нашу любовь к Нему и наше послушание. Искушениям всегда соответствуют слабости человеческой натуры. Бог дает более суровые тем, кто силен в вере, чтобы они могли преуспевать в святости и удостоиться больших венцов. Немощным в вере и терпении Промысл Божий подает более легкие, чтобы они могли преодолеть их и не отчаиваться.

 У лукавого нет ни власти, ни разрешения господствовать над нами, обманывать нас и склонять нашу волю ко греху. Он просто вводит нас в искушение разнообразными уловками, фантазиями и воспоминаниями, нашими чувствами, слабостями нашей натуры, удовольствиями и мыслями.

 Вот что существует для вас – воплотился Сам Бог; для вас дары Святого Духа; упразднилась смерть, появилась надежда на воскресение; для вас – заповеди Божии, наполняющие вашу жизнь; для вас – блаженное Царство Небесное и венцы праведности, если вы подвизаетесь в добродетели.

Для христиан смысл скорбей только один – искупление наших грехов здесь, на земле, через различные недуги, скорби и боль. Все – для очищения и спасения нашей души. Для нечестивых, не желающих разобраться в себе и покаяться, эти земные скорби – предзнаменование вечных страданий. 

 Регулярно исповедующиеся легче сохраняют в памяти проступки, совершенные ими с момента последней исповеди, в отличие от тех, кто исповедуется нечасто и затрудняется сказать точную и подробную исповедь. В случае с первыми в час их смерти бесам нечего будет предъявить, так как они уже подробно исповедались.

 Чем больше вы практикуетесь в доброделании, тем больше страха Божия вы приобретаете и начинаете признавать свои мелкие проступки, которых раньше даже не замечали, потому что находились во тьме неведения.

 Благодать Святого Духа, истинная вера в Бога, соединенная с добрыми делами, и исповедание имени Иисуса Христа являются предпосылками нашего спасения. Благодать дается тем, кто верит во Христа и живет в покаянии.

Искушения учат нас на опыте духовной брани, закаляют нас и помогают нам духовно развиваться. Они смиряют нас и показывают нам нашу слабость и немощность, когда мы одни, без Божественной помощи. Они также утверждают наше терпение, молитву, слезы, смирение и веру.

 Люди могут непрестанно молиться, если всегда сердцем и умом предстоят перед Богом. Они могут работать руками, но их сердце и ум в это время могут быть вознесены к Богу. Мы должны понять, что жизнь людей есть непрестанная молитва, когда их ум обращен к Богу.



 архимандрит Клеопа (Илие)

monastery.ru
фото: Евгений Ерохин, г. Карабаново