• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
14 ноября 2017 года

Афонский схимонах Иулиан (Троянский). Об истинном христианстве

Вы просили меня несколько строк написать к Вам, но так как я ни Вас, ни внутреннего состояния души вашей не знаю, то и откладывал письмо до сих пор. Между тем, временами не забывал я о Вас в слабых молитвах моих и благодарил Бога, и теперь еще благодарю, что Он по Своему милосердию начал просвещать глаза Ваши так, что они уже стали видеть Вашу греховность, ничтожность мира и достоинство вещей вечных.

Он Вам дал искреннее расположение и желание избавиться от грехов и благоугождать Богу. Если Вы находите в сердце своем такое расположение, то поставьте себе в обязанность благодарить за это Бога, ибо и малейшее начало благодати Божией важнее всего того, что мир дать может.

Первый шаг на пути благочестия есть покаяние, или обращение от вечной погибели к вечному спасению. Рассуждайте об этом чаще пред Богом. Что мало уважают, то легко теряется. И чего бы не дали мир и сатана, если бы они опять переменили Ваши мысли? Бог да сохранит от этого Вас и меня и всех Своих!

Поэтому-то я не переставал и не перестаю молиться о Вас Богу, ибо я знаю, что враг не преминет употребить всех средств, для того чтобы отклонить Вас от истины или опутать своими сетями и опять возвратить Вас в состояние беспечности и сонливости. Ах! Как много людей я знал, которые имели доброе начало, а спустя некоторое время опять предались миру и разуму и потеряли мужество.

Другие, хотя не совсем возвращались назад, но останавливались на первоначальных действиях благодати, не восходя к полному возрождению и тесному соединению с Богом. А если кто шел вперед, то обретал действие чрезвычайно великой благодати Божией. Если ему показана истинная стезя, то он имеет множество преткновений, распутий на пути к благочестию. Я это говорю не с тем, чтобы отнять у кого-то мужество, но чтобы побудить к непрестанной молитве, бдительной осторожности и к большей ревности.

Вы спросите у меня: какой же путь почитаю я вернейшим? Я отвечаю: вообще тот, который указывает нам Иисус Христос в Евангелии, т. е. если кто хочет идти за Мной: 1) отвергнись себя и 2) возьми крест свой и 3) следуй за Мною (Мф. 16, 24). Вот только три слова: отвергнись, возьми, следуй! Ежели к каждому из них присоединить еще всегдашнюю молитву, то, наверное, можно сказать, что в сих трех словах заключается все истинное Христианство. Иисус Христос, изрекший их Сам, да изъяснит Вам их и да приложит к Вам в свое время, смотря по нужде Вашего состояния.

Впрочем, чтобы дать Вам некоторое руководство, представьте, что Спаситель этого дня и всякий день говорит Вам: «Отвергнись себя, где ты себя не находишь!» Находишь ли себя к чему-либо приверженным или надеющимся на какую-либо тварь, а не на Бога; находишь ли себя самодовольным, самолюбивым в вещах естественных или даже в духовных и Божественных — отвергнись себя. Не живи по своему чувству, по своей воле и похоти, но поступай вопреки им в этом, в речах, в делах и пр. не вредя, впрочем, здоровью.

Непрестанно молись о благодати премудрости и силе и возьми крест свой. Сам не выбирай, а только возьми. Мир презирает или ненавидит тебя, смеется над тобой, злословит, обижает и гонит тебя; диавол мучит тебя искушениями, сомнениями, злыми внушениями и мыслями; Бог и Его промысл попускает тебе болезни, огорчения, бесчисленные неприятности, духовные затмения и другие испытания, но ты сам, когда видишь расстроенность своего здоровья, повреждения плоти, слабость и непостоянство в делах, возьми на себя этот Крест, т. е. будь готов к тому, чтобы иметь много неприятных дней в этом мире. Возьми и неси крест свой мужественно.

Притом непрестанно молись о мужестве, силе и терпении и следуй за Христом. Предай Ему себя с полной доверенностью. Всю волю твою отдай в Его волю. Будь как дитя, которое не может и не умеет само ходить. Закрой глаза разуму и держись за Него верой. Наблюдай движения Духа Его внутри тебя. Что Он тебе укажет, о чем напомнит и куда поведет, иди за Ним просто и безопасно.

Он и Сам шел этим путем креста и самоотвержения. Он тебя поведет прямо. Он лучше всех знает, что тебе полезно, только ходи непрестанно в очах Его, и как Он прежде шел пред тобой и теперь идет внутренне и внешне, ходи за Ним.

При этом молись непрестанно о вере, простоте и верности. Так, друг мой, молитва необходимо нужна при всех делах благочестия. Частью потому, что мы сами в себе бедные и немощные твари, которые только то и имеем, что ежеминутно испрашиваем у Милосердного. Также и потому, что пища, особенно твердая, нам скоро наскучивает и делается неприятною, ежели не получит небесного хлеба. Учение Иисуса Христа о Кресте и самоотвержении для поврежденного естества есть грубая пища, так что с какой бы алчностью мы ни приняли ее сначала, она в продолжение времени сделается для нас черствой и горькой, если не будешь услаждаем непрестанной молитвой.

Но в этом случае под именем молитвы я разумею не одно только прошение и желание души получить от Бога то или другое благо, но всякое занятие духа Богом и Божиим Промыслом и вообще то, что в Священном Писании называется хождением пред Богом и в Его присутствии.

Я желал бы от всего сердца, чтобы Вы почитали молитву единственным и постоянным упражнением в здешней приготовительной жизни! Но что бы Вы лучше поняли мою мысль, я изъясню ее проще и в немногих словах. Что я здесь разумею под именем молитвы, которую так любил Иисус Христос, наш Предтеча и все истинные Его последователи?

Вообще молитвой я называю дружественное общение с Богом, когда мы почитаем, признаем Бога вездесущим, особенно же пребывающим в нас. С благоговением представляем Его себе таковым часто и, где только возможно, молимся Ему во унижении духа, прославляем Его, предаем себя Ему в собственность и беседуем с Ним как с другом сердца о том, чему учит вера, любовь.

Чтобы несколько лучше успеть в этой молитве, для этого, по моему понятию, не довольно того, чтоб входить в себя только тогда, когда приметишь, что при внешних занятиях и делах ты далеко отошел от Бога. Но я советовал бы Вам назначить для того известное постоянное время, полчаса или четверть часа каждого дня, в которые, оставив внешние занятия, вы могли бы в уединении предстать пред Богом.

И делать это нужно не с тем только, чтобы предложить Ему Ваши нужды, но с тем наипаче, чтобы собрать рассеянное сердце и мысли, созерцать Бога, Его вездесущие совершенства, обнаружить пред Ним свою душу и со всевозможной тишиной ожидать, какое Ему будет угодно произвести внутри вас действие или впечатление.

Все это надо делать в простоте и смирении, кротко и более сердцем, нежели головой, чтобы это было более делом Духа Божия, чем вашего собственного духа. Сначала для природы нашей это покажется скучным и тяжелым, но в продолжение времени сделается легким и, наконец, окажется даже стихией и жизнью для души. Затем эти движения души будут ей утешением во всех трудах, страданиях и горестях мира, при жизни еще тела восхитят ее на небо и доставят ей мир, превосходящий всякое понятие, и радость, которой никто у нее не отнимет.

Бог любви да даст Вам, мне и другим познать это на опыте! Аминь.

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015. 


www.afonit.info