Об архимандрите Варлааме (Высоцком) – наместнике Троице-Сергиевой Лавры, духовнике императрицы Анны Иоанновны и благодетеле Стефано-Махрищской обители.
В старинном Синодике Стефано-Махрищского монастыря, сохранившемся в копиях до нашего времени, записаны на поминовение имена жертвователей обители. К Синодику прилагается вкладная книга, где подробно описаны вклады, которые были сделаны в монастырь. Отдельно указаны «царские вклады»– пожертвования царственных особ. Среди них к XVIII столетию относятся четыре записи и все они связаны с именем императрицы Анны Иоанновны.
В историографии время правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) часто называется «бироновщиной» из-за того огромного влияния, которое имели при российском дворе немец Бирон и другие иностранцы, фактически управляющие страной в те годы. Что же связывало императрицу Анну Иоанновну с древним Махрищским монастырем?
Приблизиться к ответу на этот вопрос нам поможет запись из вкладной книги: «1735 года ноября въ… день Всепречестнейший господинъ Архимандритъ Варлаамъ во ономъ Махрищскомъ монастыре пелъ молебенъ о здравии Государыни Императрицы Анны Иоанновны, пожаловалъ священникамъ и монахамъ денегъ 11 рублевъ.»
С 1615 года Стефано-Махрищский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, упомянутый же во вкладной книге архимандрит Варлаам (Высоцкий) в 1735 году был наместником Лавры, а также духовником императрицы Анны Иоанновны.
XVIII-е столетие в России было временем отмены патриаршества, закрытия монастырей и отчуждения церковного имущества. Повсеместно насаждалась западноевропейская культура. В эту эпоху архимандрит Варлаам (Высоцкий), отличавшийся личным благочестием и аскетизмом, строил храмы, заботился о почитании древних святых и стал основателем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, которую спустя столетие возглавил святой архипастырь Игнатий (Брянчанинов).
Архимандрит Варлаам (Высоцкий Василий Антипович) родился в селе Домодедове Московского уезда в 1665 г.; впоследствии им была построена здесь каменная церковь.
Храм святителя Николая, с. Домодедово, построенный в 1732 г. попечением архимандрита Варлаама
|
В 1693 г. Василий Высоцкий был рукоположен во иерея и зачислен в клир кремлевского храма Рождества Богородицы на Сенях. В дворцовом храме он стал духовником царевны Натальи Алексеевны (родной и любимой сестры Петра I), а также, по-видимому, и старших ее сестер.
В жизнеописании старших дочерей царя Алексея Михайловича упоминается Александровская слобода, неподалеку от которой расположен Стефано-Махрищский монастырь. Одна из царевен, Марфа Алексеевна, была в 1698 г. пострижена в монашество в девичьем Успенском, что в Александровской слободе, монастыре, в котором и окончила свои дни. Рядом с ней в той же обители была погребена в 1713 г. ее сестра царевна Феодосия Алексеевна.
Известно, что священник Василий Высоцкий был также духовником царицы Прасковьи Федоровны и трех ее дочерей, одна из которых впоследствии взошла на российский престол как императрица Анна Иоанновна.
В 1700 г. отец Василий принял монашеский постриг с именем Варлаам в Борисоглебском на Песках монастыре в Переславле-Залесском, в 1704 г. был назначен игуменом обители и восстановил в ней каменные строения.
По предположению церковного историка архимандрита Леонида (Кавелина) в 1705 году игумен Варлаам способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской, которая впоследствии стала супругой императора Петра I с именем императрицы Екатерины I. Доверительные отношения между архимандритом Варлаамом и императрицей Екатериной Алексеевной сохранились до самой смерти последней.
В 1710 году игумен Варлаам был возведен в сан архимандрита, возглавил Троице-Данилов монастырь и стал благочинным Переславских монастырей. При его активном участии была возобновлена Сольбинская во имя свт. Николая женская пустынь, а также Вепрева пустынь Ростовского уезда.
Архимандрит Варлаам много потрудился для распространения почитания переславских святых. Он вел запись чудес при гробе прп. Корнилия Переяславского, составил тропарь и кондак этому подвижнику. О. Варлаам содействовал установлению почитания схимонаха Сергия (гробница находилась в Федоровском монастыре) и убитого разбойниками схимонаха Адриана.
Императрица Всероссийская Анна Иоанновна
|
Деятельность архимандрита Варлаама по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религиозной политикой Петра I.
В 1722 году в Переславль-Залесский по поручению Синода прибыла специальная комиссия, которая признала мощи прп. Корнилия не нетленными - мощи были погребены, раку над ними сломали.
Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. князя Андрея Переяславского, опечатав мощи и разрушив сени над гробницами. Последовал указ из Синода, в котором резко осуждались факты почитания несвидетельствованных мощей в переславских монастырях.
Архимандрит Варлаам был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны он сумел добиться пересмотра некоторых результатов деятельности комиссии.
Все время пребывания в Переславле архимандрит Варлаам состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. по указу императрицы Екатерины I был назначен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.
При покровительстве императриц Екатерины I и Анны Иоанновны архимандрит Варлаам много сделал для благосостояния обители: ризница обогатилась драгоценными вкладами облачений и утвари, настоятель добился возвращения Лавре сел и деревень, отобранных при Петре I в пользу новооснованного Александро-Невского монастыря в С.-Петербурге.
В 1732 г. отец Варлаам получил разрешение Синода на строительство в Лавре церкви над гробом преподобного Михея, которая была освящена в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, при котором сподобился быть и его ученик преподобный Михей. Войдя с ходатайством пред Святейшим Синодом по этому вопросу, архимандрит Варлаам пояснил свой проект о новом храмоздательстве давней традицией Лавры петь преподобному Михею не панихиды, а молебны с особым тропарем и кондаком.
В 1735 г. после исцеления больного у чудотворной иконы Богородицы Смоленской, находящейся в Лавре напротив монастырской больницы, по ходатайству архимандрита Варлаама, было устроен храм во имя Смоленского образа Богородицы.
Церковь на гробом прп. Михея Радонежского, фото XIX в.
|
Церковь Смоленской иконы, фото XXI в.
|
Первоначально чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской находилась на наружной стене монастырской поварни. В 1730 году икона Божией Матери явилась в сонном видении монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки, который после этого видения получил исцеление. Исцеленный был представлен императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами.
Ко времени настоятельства архимандрита Варлаама в Троице-Сергиевой Лавре (1726-1737) относятся вклады императрицы Анны Иоанновны в Стефано-Махрищский монастырь. В Синодике отмечены пожертвования, сделанные в 1730,1733 и1735 годах. В ноябре 1735 года о. Варлаам лично посетил нашу обитель и совершил молебен о здравии императрицы.
Очень вероятно, что благочестивое внимание лаврского наместника, известного своим почитанием древних святых и подвижников, привлекала в Махрищской обители могила соименного ему епископа Варлаама, Суздальского и Тарусского, ныне прославленного в лике святых.
В 1732 году духовнику императрицы было предписано переехать в С.-Петербург для совершения богослужений в придворных храмах.
По отзывам современников, архимандрит Варлаам (Высоцкий) отличался благочестием и аскетическим образом жизни, приемная его была постоянно наполнена просителями разных званий и состояний.
Императрица Анна Иоанновна, после кончины в 1733 г. ее сестры царевны Екатерины Иоанновны, подарила своему духовнику принадлежавшую царевне мызу на Петергофской дороге, а в 1734 г. передала ему деревянную придворную церковь из дворца на Фонтанке. Эту церковь архимандрит перевёз на свою дачу и освятил 12 мая 1735 г. Так была основана Троице-Сергиева пустынь, которая стала его любимым местом пребывания.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская Пустынь, фото XIX в.
|
При церкви архимандрит Варлаам построил несколько деревянных келий для монашествующих, каменный дом для настоятеля, деревянную ограду с башнями на каменном фундаменте и все хозяйственные службы и тем положил начало новой обители. Своё состояние он употреблял на обустройку пустыни и приобретение для неё окружающих её земель. Пустынь считалась приписною к Троице-Сергиевой лавре, настоятелем которой оставался Варлаам.
Скончался архимандрит Варлаам (Высоцкий) 25 июля 1737 г. и был погребён в Троице-Сергиевой пустыни, в особой часовне близ алтаря Троицкой церкви.
Императрица всенародно засвидетельствовала свое уважение к почившему, участием, которое она приняла в устройстве его погребения.
Источники:
Синодик и вкладная книга Стефано-Махрищского монастыря,
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III,
Православная Энциклопедия, т. 6,
Архимандрит Варлаам // Русский архив, 1874, кн. 1, № 2, стр.568-588,
сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры