Архиепископ Феогност поздравил игумению Елисавету и сестер обители с праздником Святой Пасхи
16 апреля, в четверг Светлой седмицы, Божественную литургию и крестный ход в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский. Богослужение совершалось в храме преподобного Стефана Махрищского. Владыке сослужили братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры, клирики Стефано-Махрищского монастыря. По окончании крестного хода Владыка поздравил игумению Елисавету и сестер обители с праздником Святой Пасхи. Архиепископ Феогност и игумения Елисавета обменялись традиционными пасхальными подарками – расписными яйцами. В завершение архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом.
Проповедь архиепископа Феогноста в четверг Светлой седмицы
«Христос воскресе!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Слова Христа Спасителя: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15:5). Как же важно эти слова принять в свое сердце и поверить, что только Сам Господь может творить в этом мире, а от нас самих по себе доброго ничего исходить не может. Да и апостолам Господь сказал: «Сидите во граде Иерусалимсте, дондеже не облечетеся силою свыше» (Лк. 24, 49), то есть до тех пор пока Господь не послал Свои силы, Духа Святаго, ученики не могли проповедовать не только во всем мире, но и в Иерусалиме, ибо они сидели, спрятались, страха ради иудейска. Но когда Дух Святый сошел, в них такая сила проявилась, они безбоязненно шли и проповедовали Евангелие в Европе, в Азии, они были во всех городах, они говорили на разных языках и везде бесстрашно проповедовали Христа. Ибо это уже были не они, а как апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), - велика сила Духа Святаго. Если вспомним Ветхий Завет, в книге Судий мы читаем о великом судии Сампсоне. В нем была великая сила, великая благодать, когда он нарушил заповеданное Богом, то он лишен был силы, и стал слабым, немощным человеком. У каждого из нас: у кого-то больше сил, у кого-то меньше, но благословен человек, который себе не приписывает ничего, кроме своих грехов. Все доброе, все святое – это благодать Духа Святаго. Она приходит, она действует в нас, и не надо бояться за спасение мира, Господь спасает.
Как-то один из наших уже покойных братьев рассказал такую историю. Было заседание римской курии, а Папа римский никак не приходил, опаздывал, и многие решили: «Может быть, совсем плохо Папе, не пора ли нам воссесть на престол?». Но Папа появился, улыбнулся и говорит: «Братия, простите, мне ангел Господень явился и сказал: "Джованни, поспи немного, Церковью все равно Дух Святой управляет"». Мы живем благодатью. А вспомним Антония Великого, когда он в дерзновении возопил ко Господу: «Господи, почему одни богатые, другие – бедные; одни здоровые, другие – нездоровые? И те, кто благочестивы - болеют, а неблагочестивые – здоровы. Те, кто богаты, они неблагочестивы, а бедные - благочестивы, почему, Господи?» А ответ ему был очень простой: «Антоний, внимай себе, и нет тебе пользы испытывать суды Божии». А Серафим Саровский, разве не то же самое сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Как жалко человека, который спасает Церковь, который спасает ближних. Мы живем благодатью, и когда благодать нас просвещает, то вокруг нас люди сами начинают спасаться, и благодать, которая живет в нас, им передается. Так важно это осознавать. Не апостолы сами по себе великие, им Господь сказал: «Сидите, молчите, нет у вас ничего, дондеже не облечетесь силою свыше». А уж когда облечетесь, тогда появятся силы, тогда появится благодать. И так каждый из нас, когда пытается кого-то научить, кроме раздражения часто ничего не бывает. Потому что мы в наше время все читали книги, все чего-то знаем и, когда кто-то начинает учить, нам сразу становится грустно: «Да я сам это знаю, но как мне претворить это в жизнь, покажи мне своим примером», - и тут мы оказываемся беспомощны. Ибо немного примеров жизни в Духе, а это самое главное свидетельство жизни Церкви. Да, Церковь будет до скончания века, и врата ада не одолеют Церковь, но ведь Господь сказал: «Когда приду второй раз, едва ли обрящу веру» (Ср.:Лк. 18; 8). Будут люди читать книги, будут знать, но благодати не будет.
Один православный богослов сказал об этом времени, будет царство скотов в человеческом образе, без образа Божия в человеке. Люди потеряют благодать, а без благодати, с одним интеллектом, с одними мозгами, ничего хорошего не сделаешь. Можно сделать лопату, можно сделать самолет, но благодать Духа Святаго дает высшую силу, мудрость и разумение, она дает понимание глаголов вечной жизни. И мы, придя в храм, и приходя домой, мы всегда молимся, и молимся только об одном, чтобы Господь просветил Духом Своим Святым, дабы наш разум был просвещен, дабы наше сердце было освящено благодатью Духа Святаго. И все наши проблемы - от отсутствия благодати. Не потому, что Господь не дает ее нам - нет, просто, когда мы воду льем в решето, она вся выливается, а когда льем ее в ведро, она сохраняется. Так же, когда мы живем благочестивой жизнью, благодать в нас остается, а когда у нас нет этой жизни, то уходит благодать. А сами по себе все мы ничего из себя не представляем: богатые и бедные, красивые и некрасивые, высокие и низкие – без благодати Духа Святаго мы ничто и звать нас никак. И только с благодатью наша сила. А благодать та же, что и в первые века. То что Господь давал апостолам, Он дает и нам. Принять нужно, удержать нужно. И да поможет нам Господь! Христос воскресе!»
|
|