Апостол и Евангелист Иоанн был родом из Вифсаиды Галилейской. Он был человек простой и некнижный, как и другие апостолы, но из достаточно обеспеченной семьи. У его отца Зеведея было много рыбацких сетей, и он имел у себя в услужении работников. Там же работали и двое его сыновей – Яков и Иоанн. Мать Иоанна Саломия доводилась двоюродной сестрой Богоматери Марии, и из Евангелия нам известно, как верно служила она Христу, следуя повсюду за благим Учителем вместе с другими благочестивыми женщинами.
Когда Иоанн Креститель стал проповедовать в пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан, пришествие в мир Сына Божия, Иоанн и Андрей, брат Петра, которые также были рыбаками, тотчас же бросили свои сети, последовали за Иоанном Крестителем и стали его учениками.
Однажды, вскоре после Крещения им Сына Божиего, Иоанн Креститель увидев на берегу приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал:
– Вот Агнец Божий!
Тогда те приблизились к Нему, и как увидел Он их, спросил:
– Что нужно вам?
Андрей и Иоанн сказали Ему:
– Равви (т.е. Учитель), где Ты живешь?
– Придите и посмотрите, – ответил им Христос.
Они пришли в дом Его и пребывали там до самого вечера, впервые с умилением слушая из Божественных уст заповеди блаженства.
Спустя два месяца Сын Божий призвал к Себе Андрея и Петра, а вскоре и Иакова и Иоанна. Это произошло на берегу Генисаретского озера. И они тотчас, оставив лодку и сети, последовали за Иисусом. Они оставляют свое ремесло, согласно обращенному к ним слову Христа, и рыболовы, ранее промышлявшие ловлей рыбы, стали “ловцами человеков”.
Святой Иоанн был самым молодым из апостолов. Всей душой посвятил он себя Иисусу Христу. Он обладал порывистым характером. Своей горячею ревностью и вспыльчивостью нередко напоминал он своего первого учителя, Иоанна Крестителя.
Так, когда Иисус путешествовал в Иерусалим через Самарию, в одном из селений Господа не приняли. Иоанн с братом просили Его позволить им низвести огонь с неба и сжечь нечестивых людей. Но Христос запретил им, сказав, что не знают они, какому духу служат, т.е. духу любви и терпения.
В другой раз, незадолго до Его распятия, перед Христовыми Страстями, Саломия, мать сыновей Зеведеевых, движимая естественной материнской гордостью за своих сыновей, попросила Иисуса позволить им сесть по правую и левую руку от Него в Его Царстве.
Царство это все окружающие Христа считали Царством Божьим, и не столько небесным, сколько земным. Они верили, что Иисус взойдет на престол Давида, изгнав римлян из священной Иудейской земли. Но Христос, как поется в церковных гимнах, вместо амвона, позволил Иоанну возлежать на Его груди.
Апостол Иоанн был особенно любим Господом. Ни один из апостолов не был так близок Его сердцу, как Иоанн. Он всегда сидел рядом с Учителем и нередко клал свою голову на грудь Христа.
Когда Сын Божий удалился, чтобы молиться наедине с Отцом Небесным, Он не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Они являлись своеобразным треугольником, в котором Христос проживал самые торжественные моменты Своей жизни, такие как Преображение на Фаворе или Гефсиманское моление. Ближайшим к вершине этого треугольника был Иоанн Богослов. Именно в его сердце находили свой отклик слова и вздохи Христа.
Когда Иисуса схватили и все ученики разбежались, как овцы без пастыря, только апостол Иоанн и Петр последовали за Господом, Которого вели на суд беззаконного первосвященника Анны. Иоанн находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя.
Там Петр дрогнул и отрекся от своего Учителя перед отроковицей. Иоанн же неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем сердцем. Иоанна знали в кругу первосвященника, как об этом говорится в Евангелии, он подвергал себя опасности, ведь гнев этих людей он мог обратить против себя. Но он не отступил. Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял до конца вместе с Богородицей у Креста. Господь, прежде чем испустить Свой дух, поручает Иоанну заботу о самом дорогом для Него человеке – Пресвятой Богородице.
Именно он помогал Иосифу и Никодиму снять преданное мученической смерти Тело Христа, и в который раз с плачем “возлежал” на пронзенной копьем груди Христа.
Но и после Воскресения, как только возвестили апостолам благую весть жены-мироносицы, Иоанн первым прибежал к пустой гробнице, добравшись до святого места быстрее, чем пожилой Петр. Он также узнал Господа, когда Тот появился на берегу Тиверии.
В день Пятидесятницы, когда Дух Святой нисходит на апостолов в виде огненных языков, именно Петр и Иоанн станут великими столпами Церкви Христовой. Никто не обладал таким авторитетом, как они.
Христос назвал братьев Иакова и Иоанна “Воанергес” (греч. Βοανηργες, арамейское слово), истолкованное в Новом Завете как «сыновья грома». И действительно, проповедь обоих братьев стала неотразимой, как гром. Это отражается и в Евангелии, Посланиях и Откровении, написанных святым Иоанном.
Апостольское предание дает нам некоторые сведения о жизни и деятельности Иоанна. В 69 г. н. э., после Успения Матери Божией, апостол Иоанн покинул Иерусалим и прибыл в Ефес. Апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, повинуясь наказу Христа, данному Им, когда Он был на Кресте.
Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на служение, его больше ничего не удерживало в Иерусалиме. В Эфесе, который стал христианским благодаря апостолу Павлу, он пребывал довольно долго, всячески поддерживая агнцев Христа словом и повествуя обо всем, что помнил от Спасителя.
Тогда императором в Риме был бесчеловечный трус Домициан. Услышав, что Иисус будет править миром, представив себе, как некогда Ирод, каким будет этот светский царь, и боясь потерять трон, император повелел найти и привести в Рим в кандалах всех людей, близких Христу. Так, привели к нему внуков любимца Божиего, Иуды, которым удалось избежать смерти, так как они показали императору свои мозолистые от работы руки, и, конечно, Домициан не мог вообразить себе князей, падших так низко… Тогда-то к нему привели и Иоанна. Его привезли в Рим и после краткого судебного разбирательства приговорили к смерти.
Сначала его избили розгами, как это было принято, а затем бросили в горячее масло. Но… он не пострадал. Судья продержал его в тюрьме некоторое время, не зная, как поступать с ним дальше.
Тем временем страх императора немного прошел и гнев его смягчился. Таким образом, смертный приговор апостола заменили ссылкой на остров Патмос, где ему предстояло работать в шахтах.
Там Иоанн находился в среде самых заядлых преступников, которые должны были стать его сотоварищами до конца дней. Но он вовсе не печалился по этому поводу. Разве не Сам Христос говорил, что пришел Он в мир не за праведниками, а за грешниками? В этих суровых условиях любимый ученик Господа не только не страдал, но наоборот, такое положение давало ему повод для глубоких духовных размышлений.
Там, в одно из воскресений, предвидел он конец света, который так подробно описал в своем святом документе – Апокалипсисе. Говорят, что это видение явилось ему в какой-то пещере, куда он удалился от мира. Это видение представляется многим и в наши дни. Само Откровение, Апокалипсис, написал ученик Иоанна Прохор, слушая изречения, исходящие из уст апостола, достигшего единения с Божеством в блаженном восторге.
После смерти Домициана на престол взошел император Нервас, который вскоре освободил Иоанна. Так, апостол вернулся в Ефес. Там он написал свое Евангелие. Причиной его написания стало утверждение некого Киринфоса, который говорил, что Иисус не был Богом. Тогда-то Иоанн и сокрушил его ересь своим Евангелием, в котором говорит священным языком о Божественной сущности Христа.
Между тем, шли годы. Апостолу Иоанну было уже более ста лет. Преклонных годов, он уже не проповедовал, только повторял слова: “Чада мои, любите друг друга”.
Его ученики, слушая, как он все время повторяет одну и ту же фразу, спросили его в один прекрасный день, почему он ничего другого не говорит, на что он ответил: “Это величайшая заповедь Господа. Ее предостаточно”.
Вот что еще рассказывают о последних годах жизни апостола. Как только он впервые прибыл в Эфес, то собрал вокруг себя учеников. Среди них был один маленький мальчик, которого апостол Иоанн очень полюбил и с большой осторожностью возделывал его душу. Маленький мальчик был для Иоанна истинным ангелом, он видел в лице его благодатное существо, чистый цветок рая – отражение самой Церкви.
Когда он вернулся из ссылки, ему сообщили, что его духовное чадо стало на ложный путь, ангел превратился в ужасного грабителя, который опустошал все в округе, убивая и сея несправедливость. Иоанн несказанно огорчился, но не предался отчаянию. Он сел на мула и стал искать повсюду сбившегося с истинного пути агнца, как добрый пастырь из притчи. Наконец, ему удалось встретить столь любимого им юношу. Тот, увидев поседевшего от испытаний апостола, пал к ногам Его и, горько плача, тотчас же раскаялся. И последовал, как агнец, за учителем.
Рассказывают еще об одном случае из жизни апостола. У старого Иоанна была прирученная им куропатка, с которой он часто играл и проводил свое свободное время. Один охотник очень удивился тому, что такой совершенный человек занимается таким делом. На что апостол сказал, улыбаясь: “Твой лук тоже не всегда натянут, иначе он сломается. И самый святой человек нуждается в расслаблении. Это никому не вредит”.
Иоанн предчувствовал свою кончину, знал, когда настанет время покинуть этот мир. Он попросил вырыть ему могилу, после чего положил туда свою мантию, лег на нее и закрыл глаза, отдав свою пречистую душу Христу.
Василиос Мустакас, богослов
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.