23 октября / 5 ноября - память апостола от 70-ти Иакова, брата Господня (+ ок. 63), первого епископа Иерусалимского, священномученика.
По преданию, святой Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иосии из лика 70, и назывался также Иаковом меньшим или малым (Мк. 15,40). От юности возлюбил он строгое житие и сделался назореем, посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее, когда Иуда поверил во Христа Спасителя, он по смирению именовал себя лишь братом Иакова. Еще одной причиной, почему именно Иакова называют братом Божиим, было то, что он сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет.
Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после воскресения Своего из мертвых, Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти (1 Кор. 15,7). Предание добавляет, что в продолжение страстей Христовых апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в этой самой пещере.
Видя его праведное житие, Иакова нарекли праведным, и он был причтен к числу семидесяти апостолов. По словам Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и других древних писателей, по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали святого Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом. Пася в Иерусалиме стадо Христово, за тридцать лет святительства он многих иудеев и еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. Даже неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, сами только раз в год входя во Святая Святых для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже стали именовать его Облиили Офли, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме и слово его было решающим (Деян 15).
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В первые века христианства и до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай. Литургию святого апостола Иакова сохраняли всё второе тысячелетие Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).
Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.
Церковь также сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В отличие от Посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан. Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.
Главная цель послания - утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол Иаков объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению.
Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и решили его погубить. Они замыслили просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа, а если он откажется - убить его. Возведя святителя на кровлю храма, они призвали его отречься от Спасителя мира и учить народ против Христа. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Иисус есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями, и наконец размозжили ему голову. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
Почитание
Святителя Иакова погребли на месте кончины. Впоследствии над его могилой подле храма стоял памятник. По свидетельству Оригена, убийство Иакова, случившееся незадолго до Иудейской войны, произвело такое впечатление на иудеев, что последовавшие бедствия и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за смерть праведника.
В первые века христианства пещера, где святой постился во время Страстей Господних, была обращена в храм, и её показывали благочестивым паломникам.
В 351 году апостол Иаков явился в ночном видении святому отшельнику Епифанию, жившему в долине Кедрона, и обратился к нему со словами: "Пойди к архиепископу и скажи, чтобы он прислал забрать наши тела". Когда монах попросил гостя назвать своё имя, тот ответил: "Я - Иаков, брат Господень, и со мной Симеон и Захария", - и скрылся из виду. Охваченный сомнениями и думая, что всё это, быть может, происки лукавого, Епифаний не решился что-либо предпринять. Следующей ночью святой снова явился отшельнику и обратился с теми же словами, но тот по-прежнему пребывал в сомнении. На третью ночь святой апостол повторил приказ, на сей раз угрожая монаху карами. Тогда Епифаний в страхе отправился к архиепископу, святому Кириллу, и обо всём рассказал. Взяв с собой несколько человек, архипастырь пошёл на указанное место и велел раскапывать землю. Вскоре были обретены тела святых, сиявшие подобно ярким светильникам. Мощи торжественно перенесли на гору Сион и положили в месте, указанном святителем Кириллом. Затем один знатный человек из Елевферополя воздвиг на этом месте храм в их честь.
В XI веке святой Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаженный Георгий Никомидийский, а позднее Византий, написали многие песнопения в честь апостола Иакова, которые используются в Церкви и поныне.
Когда русский паломник Антоний посетил Константинополь в 1200 году, он нашел здесь мощи апостола Иакова в приделе Халкопратийского храма, а главу – в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по некоторым данным, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохранялась часть его мощей, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.
drevo-info.ru