Перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в Бари (9/22 мая 1087 года).
История эта, особенно ее начало, выглядит как приключенческая повесть.
... Весной 1087 года несколько кораблей отплыли из италийского города Бари. Суда были по виду купеческими. Трюмы затоварены зерном, курс – на византийскую (пока еще) Антиохию. В маршруте не было ничего удивительного: торговые связи Бари с Антиохией были давними, отлаженными – Бари был греческим городом и лишь незадолго до этого завоеван норманнами.
Можно было, правда, заметить, что на барийских кораблях плывут не только купцы, но и священники, монахи. Но и это вряд ли могло вызвать подозрение: через Антиохию шел поток паломников на Святую Землю. Пассажирских рейсов в те времена не было, богомольцы добирались на торговых судах.
Продав зерно, корабли отплыли из Антиохии.
Путь их, однако, лежал не обратно в Бари, а в ликийский город Миры.
Трюмы с зерном, торговый вид кораблей – все это было для отвода глаз. Не ради византийских динаров, полученных за зерно, отправились в плавание баряне. Целью их были мощи святителя Николая Чудотворца, хранившиеся в Сионском храме города Миры.
Миры уже давно не были мирными. Город постоянно опустошался «сарацинами». (Под этим названием в хрониках могли подразумеваться и арабы, и турки-сельджуки. В арабских хрониках, в свою очередь, все европейцы именовались «фаранги» – франками). Миры опустели, по мертвым улицам гулял ветер. Жители перебрались в другое место, в тридцати стадиях от прежнего города. Чем дальше от моря, тем спокойнее.
Жизнь в прежних Мирах теплилась только в Сионском храме, у мощей Святителя Николая. Туда, через улицы города-призрака, пробирались редкие паломники.
Но опасность того, что могила святителя будет осквернена, была немалой. За три столетия до этого, во время арабского вторжения, уже была взломана гробница, находившаяся рядом (ее приняли за гробницу святителя). Константинополь был далеко, сельджуки – под боком.
Предание гласит, что сам святитель явился во сне одному благочестивому священнику в Бари. «Поди и скажи клиру и народу, чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне».
Сон был передан «клиру и народу», корабли снаряжены и отправлены. Баряне торопились, и торопились не напрасно. Как выяснилось уже во время их пребывания в Антиохии, такой же морской караван за мощами святителя снарядили и венецианцы.
Барийские корабли пришвартовались в Андриаке, пристани Мир. Двоих иерусалимских паломников, грека и француза, отрядили в разведку. Нет ли в городе сарацин? Сколько монахов охраняют гробницу? Не опередили ли барян расторопные венецианцы?
Паломники долго не возвращались (так казалось оставшимся на кораблях). Наконец вернулись. Нет, все тихо. Сарацин нет. Венецианцев – тоже. Гробницу охраняют четыре монаха.
Сорок семь барян берут оружие и сходят на берег. Оружие спрятано под одеждами. Вот они уже входят в Сионский храм, поклоняются святыням. Потом переглядываются. Открывают цель своего прихода монахам-стражникам. Вначале пытаются взять их подкупом, – хронист даже называет сумму «отступных», триста золотых. Вот сколько смогли собрать… Монахи с гневом отказываются. Пытаются вырваться, бежать за подмогой...
На этом приключенческая повесть обрывается. Дальше начинается то, что принято называть священной историей.
Вначале падает с высоты и не разбивается кувшин для мира, который принес с собой один из барян. Сосуд стеклянный, пол – мраморный. Сосуд не просто не разбивается. На нем, – прибежали на звук, подняли с пола, осмотрели, – ни одной трещинки.
Перенесение мощей угодно святителю.
Затем один из монахов-охранников признается, что год назад святитель Николай явился во сне трем жителям Мир и сообщил, что вскоре он переселится в другое место.
Перенесение мощей есть Воля Божия.
Тем временем один из барян разбивает крышку саркофага – и тот оказывается наполненным удивительной влагой. По всей церкви распространяется благоухание. Переливается через окна храма и растекается на многие стадии. Почувствовали его даже баряне, оставшиеся на кораблях. Все замерли. «Ибо показалось им, что они пребывают в раю».
Дальше было отплытие кораблей со священным грузом. Жители Мир толпами ринулись на пристань, бросались в воду, хватались за весла. Остальные, на берегу, рвали на себе одежды и простирали руки. Некоторые из барян, не выдержав этого зрелища, тоже стали рыдать и кричать тем, на берегу, чтобы простили их. Ибо перенесение мощей есть не их, но Божия воля.
День был ясным, море спокойным. Рыдания и стоны ликийцев были слышны даже когда ликийский берег исчез из вида.
Далее было триумфальное возвращение в Бари и более ста исцелений, последовавших от прикосновения к мощам святого. Были жаркие споры, где, в какой церкви их поместить. Возникли даже стычки среди пылких барян, многие из которых схватились за оружие…
Перенесение мощей святителя Николая
|
Вскоре 9 мая было установлено в Римской церкви вторым (после 6 декабря) днем совершения памяти угодника Божия.
Особенно торжественно праздновался этот день в Бари. Накануне праздника, «ночью с 8 на 9 число, – писал паломник Владимир Мордвинов в 1873 году, – весь город был в иллюминации, всюду взвивались ракеты, вспыхивали фейерверки, транспаранты, изображавшие сотворенные нетленными мощами чудеса; на террасах и бедных, и богатых домов зажигались бенгальские огни. … Утром на пристани, богато украшенной в виде католического алтаря, появилось в полном облачении все духовенство Бари и его окрестностей; на особо отведенном месте располагались все гражданские и военные власти в мундирах. Диск солнца выплывал над растопленным золотом морской дали; и в этой дали, тоже с востока, выплывала целая эскадра небольших судов. Эти суда заранее с вечера отправлялись в море незаметно для жителей. Они возвращались утром торжественные, богато изукрашенные; на главном судне возвышалось изображение святого Николая Чудотворца, окруженное духовенством; раздавалось стройное церковное пение, на которое отзывались духовные певчие с берега…».
Так ежегодно воскрешается память о тех кораблях, на которых мощи святого Николая прибыли в Бари.
То, что Западной церковью день перенесения мощей угодника Божия отмечается так торжественно – не удивительно. Как и то, что он никогда не отмечался – и не отмечается до сих пор – греческой, Элладской Церковью.
Но почему же он буквально вскоре после перенесения мощей, при митрополите Киевском Иоанне II (1077–1089), был установлен в качестве церковного праздника Русской церковью? На этот счет существует несколько версий.
Версия первая.
Римская церковь довольно еще долго после разделения Церквей не воспринималась русским духовенством как враждебная. Главным врагом оставалось не до конца побежденное язычество – с ним и приходилось вести постоянную борьбу. Не случайно русские князья на первых порах не препятствовали католическим проповедникам. Отношение к «латынянам» изменится позже – после четвертого крестового похода, разорения Константинополя и вторжения Тевтонского ордена в пределы Новгородского княжества.
Версия вторая.
Начало широкого почитания Святителя Николая на Западе совпало с таковым на Руси. Еще до Крещения в Киеве существовала церковь святого Николая. Однако особенно ревностным стало почитание этого святого как раз в те времена, когда мощи Святителя были перенесены в Бари и явили там чудеса и исцеления. Слава о которых, безусловно, дошла и до Киева. Именно в эти дни святой Николай явил в Киеве свое первое известное, поразившее современников чудо – исхитил из Днепра утонувшего младенца, который затем был обнаружен живым на хорах в Софийском Соборе. Так что установление второго дня памяти Чудотворца – свидетельство о ревностном почитании святого, сохраняющемся по сей день. Как сказано в Лицевом житии святителя (XVI век): «Приди в Русь и виждь: яко несть града и села, идеже не быша чюдеса святого Николы».
Святитель Николай. Фреска церкви
Богородицы Перивлепты в Охриде,
Македония. 1294 - 1295 гг.
|
Версия третья.
Само перенесение мощей, происходившее даже с применением насилия, не считалось в те времена грехом. Можно вспомнить, что после завоевания Херсонеса святой равноапостольный князь Владимир вывез из этого города иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (†101), и его ученика Фивы. Вероятно, и херсонесцы, как и ликийцы, скорбели об утрате чтимой ими святыни. Но молодая Русская церковь нуждалась в собственных святынях; своих же прославленных святых у нее еще не было. Все это приходилось заимствовать у греков. Чаще – добровольно, порой – с принуждением.
Какая из трех причин была решающей? Сложно сказать. Одно известно точно: 9 мая стало отмечаться на Руси как «Никола вешний» – день перенесения мощей святителя Николая в Бар-град, как тогда именовался Бари. «Днесь град Барский радуется, и с ним вся вселенная ликовствует...»
Правда, бывали периоды, когда доступ к мощам святителя Николая был для русских паломников крайне затруднен. В середине XIX века, например, для этого требовалось получить в Неаполе от папского нунция специальное письменное дозволение. У русского художника Ореста Кипренского, в те годы путешествовавшего по Италии, даже возник дерзновенный проект перенесения мощей святителя Николая из Бари в Петербург. «Когда возможность была единожды тронуть святыню с места для перенесения, из Азии в Европу, – писал он князю Голицыну, – то равномерно есть возможность и ныне, да и весьма кстати, повторить подобное благочестие, ознаменуя оное перенесением мощей сего святителя Николая Чудотворца из Бари в Петров град».
Эта идея, естественно, не реализовалась, – да и времена менялись. 9 мая 1913 года в Бари был заложен фундамент православного храма во имя святителя Николая Чудотворца. Проект по образцу новгородских храмов создал А.В. Щусев. Строительство храма было завершено после окончания Первой мировой войны. И хотя после революции поток русских паломников иссяк, службы в храме продолжались. 1 марта 2009 года церковь была передана Русской Православной Церкви. Кроме того, c 1969 года православным предоставляется право совместно служить в крипте в Базилике Святого Николая, слева от гробницы святителя.
Но и Миры, где подвизался при жизни Святитель Николай и где прежде покоились его мощи, также почитались русскими пилигримами. Хотя Сионский храм был разграблен и наполовину занесен песком, богомольцы приходили и сюда. Причем, как сообщал черниговский паломник иеромонах Ипполит Вишенский (1708), приходили поклониться в Сионский храм даже местные турки. «Есть и до днесь чуда от святого гроба, не только нашим христианам исцеление есть, но и туркам неверным бывает помощь. Если кто потеряет верблюда, или осла, или коня, если принесет до гроба свечку и кланяется, тотчас найдет».
Святитель Николай Чудотворец. Псков, XVI век
|
В 1860 году в нижнем этаже бывшего Сионского храма была построена небольшая русская церковь во имя святителя Николая. Посещают Миры (ныне – Демре, Турция) русские паломники и сегодня.
Но, кроме церковно-исторического, перенесение мощей Святителя Николая имело в Русской Православной Церкви и еще один смысл – символический.
В 1949 году священноисповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский, в своей проповеди в день перенесения мощей Святителя Николая призывал свою паству не смущаться насмешками, которые вызывало у атеистов поклонение мощам.
«Да, мы кадим пред мощами, – сказал владыка Лука, – преклоняем колена, лобзаем эти гробы; мы у мощей святых молимся тем, кто некогда жил в этих телах, и получаем, нередко получаем просимое. Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский? Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся над нашим почитанием святых мощей. Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в свое время стали мощами, святыми мощами» (9/22 мая 1949 г.).
Так событие перенесения мощей Святителя Николая наполняло рвением сердца недавно принявших Крещение русичей, так продолжало оно ободрять верующих и в период гонений на Церковь. Так корабли, выплывшие из города Бари весной 1087 года, оказались, вместе с лодками евангельских рыбарей, причислены к небесному флоту Православной Церкви.
«Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый».
Евгений Абдуллаев, pravoslavie.uz