Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице на евангельскую притчу о Сеятеле - притчу о проповеди Слова Божия и о том, как всякий по-разному принимает это Слово. Господь Иисус Христос разъясняет нам значение притчи, указывая на разные типы людей, среди которых мы непременно узнаем себя.
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8, 5-15)
|
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Слышали мы сегодня, братья и сестры, притчу о проповеди Слова Божия и о том, как всякий по-разному принимает это Слово. Господь Иисус Христос разъясняет нам значение притчи, указывая на разные типы людей, среди которых мы непременно узнаём себя.
Кого-то Спаситель уподобляет дорожной обочине (Лк. 8, 12). У таких что ни день — то новое веяние, что ни прохожий — то новое увлечение. Сегодня — модное учение, завтра — «тайная доктрина». Но ни к чему такие слушатели не привязываются, ничто не укореняется в них. Сердца их очерствели от бесчисленных тележных колес и башмаков, топчущих их. Умы их забросаны придорожным мусором и ослиным пометом разных ересей и расколов; а доброе семя, попадающее на них, тут же выклевывается и уносится воронами.
Есть и такие, чьи сердца окаменели, отвердели от грехов. Они слышат Евангелие, слышат проповедь, слышат священные песнопения, но сердце их придавлено камнями и в нем не находится места Слову Божию. Мельничные жернова на шее (Лк. 17, 2) не пускают их оторваться от земного. Приходит искушение, и такие выбирают грех, оставаясь бесчувственными к евангельским заповедям (Лк. 8, 13). Благое семя не получает в каменных сердцах живительной влаги покаянных слез, засыхает и погибает (Лк. 8, 6).
Иные же опутаны тернием страстей и житейских наслаждений. Корни страстей так вросли в души этих людей, что Слово Божие, даже если и прорастает, то заглушается в них. Христос говорит, что оно "подавляется наслаждениями житейскими", так и не принесши плода (Лк. 8, 14). Такие выбирают диван вместо храма, телевизор вместо молитвы, пельмени вместо поста, газету вместо Священного Писания…
Но вовсе не для того обличает нас Спаситель, чтобы мы оставались такими, какие есть, а для того, чтобы исправлялись. Каждый земледелец знает, что работа по подготовке почвы необходима, хотя и тяжела. Хочешь урожая — берись за лопату! Мы все ждем, чтобы Господь привел нас в церковь, чтобы Он вложил Слово Свое в наши уши, а затем еще заставил бы жить по евангельским заповедям. Вовсе забываем мы, что еще Иоанн Предтеча проповедывал народу: «Уготовайте путь Господень!» (Лк. 3, 4). Вы уготовайте.
Возмемся же, братья и сестры, за лопаты и будем разгребать завалы своих душ, да уготоваем путь Господу. Выметем из сердец наших грязь ложных учений и ересей, уберем сор заблуждений и суеверий. Очистим души наши — ниву Господню — от камней и мельничных жерновов греха. Искореним сорняки страстей: будем вырывать их из себя с корнем и сжигать, чтобы не проросли они вновь, заглушив пшеницу Господню. Взрыхлим очерствелую кору наших сердец острым плугом Божиего врачевания. Удобрим почву нашими молитвами и поучениями святых отцов и матерей. И уподобимся зерну пшеничному, которое должно умереть для себя, чтобы принести урожай для Господа. Вот так Слово Божие падает на добрую почву.
Видите, братья и сестры, сколько труда, сколько работы! Но не сразу прорастает доброе семя и не сразу дает урожай. Нужно хранить Слово Божие «в добром и чистом сердце», ограждать его непорочной жизнью и молитвой, «возгревать дар Божий» (2 Тим. 1, 6), обильно поливать его слезами покаяния и «приносить плод в терпении» (Лк. 8, 15) и смирении. Вот тогда и плод наш будет «сторицею» (Лк. 8, 8).
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 8)
Аминь.
~ священник Сергий Свешников
фото tvereparhia