Архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрубулович; 19.10.1914–14.04.2003) – один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви, начало духовного пути которого было положено в среде русского монашества. Духовные наставления архимандрита Фаддея, посвященные трезвению и мысленной брани, отличаются необыкновенной простотой и поэтичностью.
О важности внимания к своим мыслям
 Жизнь зависит от наших мыслей, от наших желаний. Мы создаем вокруг себя гармонию или дисгармонию.
 Если бы наши мысли были устремлены к добру и любви, изменился бы не только мысленный мир. Вместе с наступлением дивной, возвышенной жизни изменился бы и весь видимый мир. Наши мысли служат причиной войн, землетрясений и экологических катастроф, которым предшествуют гораздо более опасные катастрофы – духовные.
 Ад – мысленное состояние души, и рай также – мысленное состояние души. Какие мысли имеем в себе, такая у нас и жизнь.
 Человек, который носит в себе Царство Небесное, сияет Божественным, мысленным светом.
 Человеческая мысль имеет безмерно большую силу, она может принести много добра, но может и уничтожить человека.
 Мысли, расположения, желания руководят нашей жизнью. Какими мыслями мы заняты, такая у нас жизнь. Если мысли наши мирны, тихи, полны любви, доброты, благородства, чистоты – мы исполнены мира, он сияет в нас. А если мы носим в себе отрицательные, адские мысли – наш внутренний мир разорен.
О мирных мыслях
 Чистые и светлые мысли – от Господа. Когда они открываются в нас, мы, смиряясь, начинаем относиться к людям, животным, растениям светло и радостно.
 Нужно, ради своего же блага, хранить в себе добрые мысли, добрые желания, – тогда между нами установится гармония.
 Те мысли, которые здесь содержат добро, дают нам мир в вечности.
 Если мы держимся только хороших мыслей, тогда и жизнь у нас хорошая.
О злых мыслях
 И вот, эти наши злые мысли и злые желания расстроили гармонию мира и принесли злые и тяжелые плоды. Мы сами в этом виноваты, и теперь собираем плоды своих мыслей и желаний.
 Нам легче помыслить зло, чем добро! Но когда человек мыслит злое, в душе нет ни мира, ни покоя. Как велико наше падение!
 Душа, которая попала в плен мысленного хаоса, в атмосферу ада, или только прикоснулась к этому, испытывает адские муки.
 В поле наших мыслей во время разговора попадают различные отвратительные мысли и идеи. И мы исподволь подключаемся к некоему мысленному полю, источник которого нам неизвестен (а на самом деле – известен).
 Значит, мы сами себе усложняем жизнь своими недобрыми мыслями.
 Человек отягощает себя мыслями, которые ему не нужны, и не может ничего предпринять.
О мысленной брани
 Мысли как ветер, не нужно их принимать. Разве можно остановить ветер?
 Итак, покаяние – перемена жизни. Необходимо изменить образ мысли, потому что жизнь очень многое повредила в нас.
 В духовном мире мысли ясны и слышны, как разговоры. Поэтому труд о душе драгоценнее всех богатств этого мира.
 Жизнь здесь, на земле, – непрестанная физическая и умственная борьба. Война возникает сначала в мыслях, а когда уже не выдерживаем мысленной войны, тогда сводим счеты друг с другом.
 Даже самая незначительная мысль, которая не исходит от любви, разоряет душевный покой.
 Мысли бьются к нам со всех сторон. Со всех сторон тянутся к нам мысленные лучи, образующие невидимую нам сеть.
 Святые отцы говорят, что мысль, которая разоряет мир, от которой нет покоя, – адская мысль, ее необходимо отбросить, ни в коем случае не принимать.
 Когда потрудишься, чтобы изменить свои мысли и сердцем соединиться с Богом, тогда почувствуешь, что Бог – это любовь.
 Потому что мы ограниченные существа, мы все в борьбе, в противостоянии мыслей.
О взаимоотношениях с ближними
 Наши враждебные мысли вызывают неустойчивые, тревожные состояния у тех людей, в отношения с которыми мы вступаем.
 Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые пожелания к друзьям и недругам – и увидите, какой добрый плод принесет это вам и всем, кто вас окружает.
 Перемените злые мысли на добрые – и увидите перемену в отношениях с вашими прежними «неприятелями».
 Начните посылать добрые мысли, добрые пожелания, сочувствие и любовь тому, кто вам неприятен, кто вас обидел, кто вас перестал любить. Тогда на собственном примере почувствуете силу добрых мыслей.
 До тех пор, пока мы содержим в себе мысли об обиде, которую нам причинили неприятели, приятели, родственники, ближние, у нас нет мира, покоя, мы живем в атмосфере ада.
 Не будем блуждать мыслями и смотреть, что делают другие, но посмотрим на то, что делаем мы, на то, что исходит от нас – утешение или осуждение, порицание или любовь.
О кознях падших духов
 Мы все находимся в борьбе с силами поднебесными, которые постоянно сквернят наши мысли и бесчестят нас.
 Мысли духов злобы противятся любви, противятся добру и удаляют нас от любви и добра.
 Нам часто кажется, что думаем мы сами, а на самом деле, они [падшие духи] очень часто вкладывают в наше сознание свои мысли.
 Поднебесные духи строят повсюду мысленные затворы.
 Мы вообще не имеем представления о том, какими мыслями нас тиранят падшие духи. Мы принимаем их за свои. Нас мучит зависть, злоба, ненависть. Это самое жесточайшее тиранство из всех тиранств.
 При всяком деле должен присутствовать Господь, потому что неприятель постоянно приходит с вопросами: где были, что делали, что слышали, начиная с самого детства, и потом выстраивает свои комбинации мыслей, а мы думаем, что все это наше.
 Как только у нас появилась мысль, которая не основана на любви, мы должны понять, что мы поддались влиянию духов злобы.
О болезнях
 Дух питается мыслями, а тело – пищей. Человек должен быть себе врачом. Если внутри нет мира и тишины, бесполезны всякие лекарства и самые лучшие врачи.
 Болезни приходят из-за мысленного падения.
 Депрессия – это комбинация мыслей.
О родителях
 Тебя не касается, ладят или не ладят твои родители, хорошие они или плохие, – для тебя они должны быть святыней, чтобы тебе через них получить благословение Божие, чтобы тебе жилось хорошо. Мы не смеем даже в мыслях обидеть родителей. А как они относятся к нам – это их дело.
 Я говорю: если вы не примирились со взглядами и мыслями своих родителей, вы сковываете этим свою жизнь.
О выборе
 Кто-то руководствуется тихими, смиренными, благими и кроткими мыслями, а кто-то в тревоге и беспокойстве видит, что ему плохо, но все равно держится прежнего пути.
О посте
 Кто не смирит сердце и не очистит его от злых мыслей, напрасно постится.
О политике
 Мысленный хаос в нас самих и в нашей стране исходит от наших мыслей. Мы виноваты в разномыслии: если бы наши политики были единомышленниками, обстановка в стране была бы благоприятней.
 Люди не обращают внимания на то, как воздействуют их мысли и желания на окружающих. В государственной жизни тоже видны плоды наших размышлений. Ведь государство – огромная семья со множеством членов. Вместо того, чтобы оберегать свою семью, мы плохо думаем о ней, плохо думаем друг о друге.
 Наши мысли – огромная сила и мощь. Но люди об этом не задумываются. Все происходит от мысли, доброй или злой. Если народ восстает против нас, это попускает Господь, потому что нет ничего ни на земле, ни на небе без Промысла и попущения Божьего.
Архимандрит Фаддей Витовницкий
pravoslavie.ru