«Важно, чтобы новоначальные видели добрый пример монашеского жития»


Выступление игумена Михея (Барановского), наместника Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Новогрудской епархии за круглым столом «Пополнение братства (сестричества) обители. От чего зависит?» (Елисаветинский женский монастырь, г. Минск, 7 августа 2024 года).


Ваше Преосвященство, всечестные отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сегодня мы с вами обсуждаем актуальную тему для наших монастырей: почему в наше время из мира в монастыри так мало приходит молодых братьев и сестёр? За исключением немногих обителей. Это наша общая боль. Особенно, если мы будем сравнивать наше время с 1990-ми – началом 2000-х годов, когда в монастыри каждый год приходило много новоначальных. Так в чём же причина? Постараемся кратко с Божией помощью разобраться в сути этой проблемы. И, может быть, вместе у нас получится найти выход из сложившейся ситуации.

Первой и, по мнению святых отцов, главной причиной является зависимость монашества от состояния мира и духовного состояния народа. Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в относительно благополучном XIX веке: «Мы крайне слабы, окружающие нас соблазны умножились, усилились чрезмерно: в обольстительных разнообразии и привлекательности предстоят они болезненным взорам ума и сердца, притягивают их к себе, отвращают от Бога. Мы столько подчинились влиянию соблазнов, что даже руководство словом Божиим, единственное средство спасения, нами оставлено»[1]. «С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира»[2].

Что же можно сказать о современном духовном состоянии нашего народа? Мы сейчас живём в мире, в котором настойчиво культивируются антихристианские ценности, противоположные Евангелию. Пагубные страсти считаются нормой жизни, и современному человеку, особенно молодому, очень трудно противостоять этому грязному потоку, который льётся на него со всех сторон. Святитель Игнатий пишет, что в его время молодые люди, которые начитались романов о любви, очень трудно и долго приобретали чистую молитву, потому что все образы, которые запечатлелись в их душах после такого чтения, постоянно всплывали в уме и сердце, мешая чистой молитве. Как же тяжело молодым людям нашего времени очиститься от той скверны, которой их душа питалась в миру!

Самые необходимые условия, без которых не может состояться настоящий монах – отсечение своей воли и готовность выполнять послушание – очень тяжело даётся современному человеку, так как послушание родителям и старшим практически исчезло из наших семей. Ребёнку с детских лет либо потакают в капризах, воспитывая в нём эгоизм, либо предоставляют его самому себе, развивая в нём своеволие, несдержанность и леность. Многие родители даже из благополучных семей, в которых дети воспитывались по-христиански, рассказывают, что взрослея, в 14-15 лет, подпадая под влияние улицы и интернета, дети, к сожалению, уходят из Церкви. Если же по Божией милости молодые люди и приходят в монастырь, то сколько времени, труда и сил понадобится, чтобы такой молодой человек из мирского стал монастырским!

Следующая причина, на которую хотелось бы обратить внимание – это оскудение опытных игуменов, которые переняли опыт и традиции святоотеческого руководства монастырями. К сожалению, в наше время у нас нет возможности пожить с опытным игуменом несколько лет и научиться от него духовному руководству братией. Много лет назад, когда меня назначили наместником монастыря, Господь сподобил первый раз посетить Святую Гору Афон, где в беседе с игуменом монастыря Дохиар старцем Григорием[3] я спросил, как правильно руководить братией? На что он, улыбнувшись, ответил: «Приезжай к нам в монастырь и походи за мной несколько лет. Только тогда ты что-то поймёшь».

На мой взгляд, есть и такая проблема, когда сами игумены не хотят брать в свой монастырь молодых, зная сколько труда и сил нужно для воспитания будущего монаха. Очень важно, чтобы игумен или сам окормлял новоначальных, или назначал на это послушание духовно опытную и богословски грамотную старшую братию. А в жизни, к сожалению, бывает так, что брат, приходя в монастырь, оказывается предоставленным сам себе и, не имея духовного руководства, живёт только по книгам, неправильно понимая их, и в результате он или уходит из монастыря, или повреждается духовно.

Очень важно, чтобы новоначальные видели добрый пример монашеского жития в евангельском духе у игумена и старшей братии. А если они видят обратное – ссоры, зависть, стяжательство, непослушание и другие пороки – то вряд ли молодой человек с добрым и чистым сердцем захочет остаться в таком монастыре. И ещё, к сожалению, бывает так, что игумен неодинаково относится ко всем братьям: одних сильно приближает к себе, предоставляя им некоторые привилегии, а другим, к которым он не расположен, всячески даёт понять, чтобы они покинули монастырь.

Ещё одна причина, по которой молодые люди недолго задерживаются в наших монастырях – это то, что некоторые монастыри, особенно городские, превратились в приходы, окормляя практически только мирян. Мы прекрасно понимаем, как тяжело молодому человеку, в котором ещё кипят плотские страсти, постоянно сталкиваться с мирскими людьми, одетыми не всегда благочестиво, особенно если это венчание или крещение.

Если в наше время в бытовом плане практически все монастыри достигли благополучия, то в духовном устроении у нас ещё не всё в порядке. Например, не во всех наших монастырях ежедневно служится Литургия, даже если в них имеется такая возможность. А ведь так важно, чтобы братия могла ежедневно молиться на вечернем и утреннем богослужениях и особенно на Литургии, которая является центром всей монастырской жизни.

Конечно же, все мы хотели бы иметь в монастыре большую и благочестивую братию. Но здесь нас подстерегает другая проблема, когда игумен поспешно постригает и даже рукополагает нужного для монастыря человека, не готового к этому и даже не прошедшего необходимый искус. Мы знаем печальные примеры наших монастырей, когда такие монахи и даже иеромонахи покидали монастыри, и некоторые из них оставляли монашество. Ещё раз хочется всем нам напомнить, насколько важно и необходимо для нас руководствоваться учением святых отцов, заповедавших нам не постригать новоначальных ранее трёх лет со вступления его на монашескую стезю.

В заключение хотелось бы сказать следующее. По моему мнению не стоит любыми средствами стремиться к увеличению числа насельников наших монастырей, а больше потрудиться с теми, кто уже достаточное время пребывает в обителях. Этот труд требует большого терпения, понимания того, что его результат почти незаметен, а преуспеяние весьма медленно. Но само стремление, движение в нужном направлении, упование на милость Божию неизбежно привлечёт Божественную благодать, «всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая»[4].

 

______________________

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству.
[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений, Т. 8, письмо 126.
[3] Архимандрит Григорий (Зумис); 1942-2018 гг.
[4] Из молитвы чинопоследования Таинства Священства.