• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Житие святителя Варлаама, епископа Cуздальского, Махрищского чудотворца

Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский
1585
Память совершается: 21 августа/3 сентября, 23 июня/6 июля (В Соборе Владимирских святых)

Тропарь, Кондак, Молитва свт. Варлааму

вятитель Варлаам родился в начале XVI века.

Предположительно, при крещении он был назван Василием. Во вкладной книге Стефано-Махрищского монастыря [1] сохранились сведения, что поминовение святителя совершалось в обители в день его кончины (21 августа/3 сентября) и на память трех святителей. На основании того, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и имя, данное при крещении, можно сделать вывод, что в миру его звали Василием. О родителях святителя Варлаама мы также располагаем лишь приблизительными сведениями. В той же вкладной книге сообщается о том, что ближайшими родственниками святого были: инок Александр - отец святителя и Ксения (предположительно, его мать). Истинное благочестие и крепкая вера в Бога являлись отличительными чертами этой семьи. Прадед святителя Варлаама иеромонах Серапион был в числе первых иноков Троицкого Махрищского монастыря, настоятелем которого в то время был преподобный Стефан (+ 1406 г., память 14/27 июля). Будучи глубоким старцем, Серапион много рассказывал своему правнуку о преподобных Сергии Радонежском и Стефане Махрищском. Рассказы прадеда нашли добрую почву в сердце отрока, зародили в нем любовь к монашеству.

По всей видимости, свою иноческую жизнь Варлаам начал в Махрищской обители. Удалившись от мира, он стал подвизаться в постничестве и молитве, был нестяжателен, смирен, незлобив, все свое упование возлагал на Бога.

В Махрищском монастыре произнесены были юным подвижником монашеские обеты, здесь же он был удостоен степени священства. Строгая жизнь Варлаама, любовь его к своей обители, а также большие дарования от Бога стали причиной избрания его в 1557 игуменом монастыря. Обитель насчитывала в то время более шестидесяти человек братии. Сильно пострадав в конце XIV века от пожара, монастырь все еще никак не мог оправиться и терпел большую нужду от недостатка средств. Крепкой верой и мужеством нужно было обладать новому игумену, и он, уповая на Бога и предстательство первого настоятеля монастыря преподобного Стефана, стал ревностно заботиться о благоустроении обители.

В монастырь на богомолье неоднократно приезжал царь Иоанн Грозный. В 1557 году он пожертвовал Махрищской обители двести рублей на строительство каменной Троицкой церкви. В самом начале строительных работ братия была утешена благодатным знамением: при копании рвов для фундамента будущего храма был обретен гроб преподобного Стефана, первоначальника Махрищского, как только открыли его, все вокруг исполнилось благоухания. Мощи святого подвижника оказались нетленными, сохранился даже кожаный пояс с изображениями двунадесятых праздников. Обо всем случившемся было сообщено митрополиту Московскому Макарию. Святитель благословил вложить пояс преподобного Стефана в серебряный с позолотой крест. Впоследствии этот крест являл благодатную силу врачевания недугов. Над местом упокоения преподобного была возведена церковь в его честь, ставшая северным приделом строившегося Троицкого храма.

Ревнуя о почитании преподобного Стефана, игумен Варлаам стал с усердием и любовью собирать свидетельства о его жизни и чудесах. В своем монастыре он по промыслу Божию отыскал написанное еще прадедом его Серапионом краткое житие святого подвижника. Переписав его, Варлаам дополнил житие свидетельствами об исцелениях, о которых слышал еще ранее от прадеда и очевидцем которых был сам. Собранные сведения игумен Варлаам представил царю Иоанну Грозному и митрополиту Макарию. Ознакомившись с ними, святитель Макарий поручил игумену Данилова монастыря Иоасафу составить подробное житие и службу преподобному Стефану. Иоасаф прибыл в Махрищский монастырь и при деятельном участии игумена Варлаама собрал подробные сведения о жизни святого первоначальника, составил ему службу и написал житие. Святитель Макарий благословил принять службу во всецерковное употребление и установил празднование памяти преподобному Стефану 14 июля.

1558 году строительство Троицкой церкви было завершено. Царь Иоанн Грозный передал в обитель большую милостыню и прислал церковную утварь, а царица Анастасия пожертвовала облачение на престол, бархатные воздухи и покров. Позже игумен Варлаам выстроил также несколько братских келий и близ монастыря гостиницу для богомольцев.

Имея огромную веру в молитвенное предстательство преподобного Стефана, и благоговейно исполняя его заветы, игумен Варлаам дерзновенно прибегал ко гробу святого в трудных обстоятельствах. Так, однажды на престольный праздник в обители собралось около двух тысяч богомольцев, большинство из которых по причине голода, бывшего в то время, составляли неимущие. Махрищская обитель, бедствовавшая сама, как и весь народ от голода, не могла тогда накормить всех собравшихся богомольцев. Но, не смотря на это, игумен Варлаам, желая сохранить завет преподобного Стефана, питавшего всех приходивших в монастырь, распорядился раздать имевшийся в обители хлеб пришедшим. Трапезник монастыря Симеон сказал своему игумену, что если накормить всех, раздав даже по малому хлебу, то на утро следующего дня для насельников ничего не останется. Но ропот трапезника не сломил веру игумена. Совершив Литургию, игумен Варлаам подошел ко гробу преподобного, и стал усердно молиться: «О преподобне отче Стефане! Вем, аще хощеши, можеши молитвами твоими помощи нам, яко да насытится народ малыми сими хлебы, сам бо трудился еси в животе своем сего ради да по заповеди Владыки своего Христа Бога питаеши алчущия, нищия и странныя, сице же и нам заповедал еси, твоим чадом». После этого игумен Варлаам благословил трапезному монаху разложить на столы весь хлеб, который оставался в монастыре. Господь, насытивший в пустыне пять тысяч человек, явил и здесь Свое знамение. Перед началом трапезы игумен сотворил молитву и благословил яства и питие. И не только все, вкусившие дивной трапезы, насытились, но много хлеба еще и осталось. Все, видевшие это чудо, прославили Бога и угодника Его преподобного Стефана, говоря: «Воистину, волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит, и спасет их» (Пс.144:19). Дивным хлебом братия монастыря питалась еще три месяца.

Умножение хлебов

Три года ревностно трудился игумен Варлаам в деле устроения своей обители. В 1560 году царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий повелели ему возобновить Троицкий Авнежский монастырь, некогда основанный преподобным Стефаном в вологодской земле. Игумен Варлаам с усердием занялся благоустройством этой обители, разоренной татарами. Он выстроил там Троицкий и Благовещенский храмы, трапезную и кельи для братии.

Тринадцать лет игумен Варлаам управлял Махрищским монастырем. Строгое житие его оказывало благое влияние на иноков. Под мудрым руководством святого настоятеля обитель не только была благоустроена, но и процвела духовно.

Подвижническая жизнь Варлаама в соединении с его большим трудолюбием снискали ему неизменное благоволение царя Иоанна Грозного. По его повелению игумен Варлаам в 1570 году был хиротонисан во епископа граду Суздалю. Здесь владыка ознакомился с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской, став великим почитателем святой. Он был свидетелем множества чудес, происходивших у гроба подвижницы в Ризоположенском монастыре и желал найти утерянное древнее житие преподобной Евфросинии, написанное неким монахом Григорием, насельником Спасо-Евфимьева монастыря. "О семь же мне смиренному епископу Варлааму велие попечение бысть, - повествует сам владыка Варлаам, - како, где обрести житие преподобныя, или списателя житию и стихир и канона" [2]. И вот случайно, находясь в Махрищском монастыре, на обратном пути из Москвы в Суздаль, к великой своей радости, епископ Варлаам находит в монастырском книгохранилище так долго пропадавшее житие преподобной Ефросинии, которое привез в Махрищский монастырь из Евфимьева монах Савватий для списания чудес. Прочитав это житие, епископ Варлаам "порадовахся, яко не презре Господь желания его и разсмотрихъ, яко не просто сему быти, но отъ Божия благодати" [3]. Он привез житие в Суздаль, и "собравъ соборъ архимандриты и игумены и весь причет соборныя церкви" [4], отслужил торжественный молебен и Литургию в Ризоположенском монастыре, сопровождавшиеся многими чудесами от гроба преподобной Ефросинии.

Дополнив найденное житие описанием чудес, владыка представил его царю Иоанну Грозному и митрополиту Антонию, занявшему Московскую кафедру после святителя Макария. «Аз же видех многая и преславная Божия чудеса у гроба преподобныя, - писал епископ Варлаам, - понудихся к похвалению и сказанию святыя, аще бо аз умолчу, то самая чудеса та яко же труба вопиет…»[5] Благодаря стараниям святителя Варлаама преподобная Евфросиния Суздальская в конце XVI века была причислена к лику общерусских святых.

Святитель Варлаам преподносит
царю Иоанну Грозному
житие преподобной Евфросинии.
Старинная миниатюра

В 1578 году владыка Варлаам выстроил в городском кремле каменную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Позднее эта церковь вошла в единый архитектурный комплекс архиерейских палат. Сохранились сведения о епархиальной деятельности епископа Варлаама. Он рукополагал духовенство для своей епархии, давая ему ставленные грамоты, или же подтверждал грамоты, данные ранее [6]. Помимо внутренних, епархиальных вопросов, владыка Варлаам участвовал в важнейших церковно-государственных событиях того времени. Епископ Суздальский Варлаам присутствовал на интронизации митрополита Антония (1572). В 1578 году владыка Варлаам был участником Собора, определившего совершать празднование преподобному Иосифу Волоцкому. Им была подписана грамота о монастырских вотчинах, зафиксировавшая имущественное положение церкви(1580 год) [7]. Владыка принимал участие в Московском совещании 1572 года по вопросу нового церковного брака царя Иоанна Грозного [8]. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама в числе других иерархов как участника царского венчания сына Иоанна Грозного Федора Ивановича (31 мая 1584 года) [9]. В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) [10].

Много потрудившись во славу Христа Бога, святой архипастырь после почти пятнадцатилетнего управления Суздальской епархией удалился на покой в Троицкую Махрищскую обитель. Последние дни своей жизни святитель Варлаам посвятил молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. 21 августа/3 сентября 1585 года он мирно преставился. Честное тело святителя погребли в каменной пристройке, примыкавшей к северо-западной стене Троицкого храма. Сохранилась до сих пор гранитная плита с надписью: «В Бозе зде почивающий преосвященный Варлаам из игуменов сея обители, в 1570 г. посвящен во епископа Суздальской епархии. Во время своего здесь настоятельства обитель сию, после пожара пришедшую в запустение, собственными и других доброхотных вкладами возобновил. Оставя же престол святительский, в сей обители окончил дни свои в царствование Иоанна Васильевича:

«Святый Варлаам здесь телом почивает,
Но духом в небесах он с Богом обитает.
Благий рабе и верный,
Вниди в радость Господа твоего».

В монастырской вкладной книге о почившем епископе находим следующее упоминание:"Лето 7093 (1585 год) августа в 21 день преставился иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадея; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок сорок рублей."[11] В подобном именовании епископа иеромонахом историк Е.Е. Голубинский [12] видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов. Удалившиеся с кафедр архиереи, слагая архиерейство, становились простыми монахами.

Могила епископа Варлаама.
Фото начала XX века

Предание о богоугодной жизни святителя Христова Варлаама на протяжении многих столетий с большим благоговением хранилось в памяти народной. Страдавшие недугами получали у гроба святителя исцеления. В некоторых старинных рукописных святцах епископ Варлаам именовался «святым чудотворцем». В ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранился деревянный крест в басменном сребро-позлащенном окладе с изображениями Распятия Господня, Богоматери, святых жен- мироносиц, святого Иоанна Богослова с сотником, внизу была изображена глава Адама, под которой стояла надпись:«199 (1691) году приложил сей крест чудотворцу Варлааму Махринскому» [13]. Память о святителе Варлааме сохранялась в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин у его гроба всегда совершались панихиды. В 1670 г. на вклад царя Алексея Михайловича на гробницу "чудотворца Варлаама" [14] был сшит покров из "однорядного" сукна с крестом из белого атласа и поставлена "свеча деревянная, писана красками". В 1906 на месте погребения владыки была поставлена рака, прежде находившаяся над мощами преподобного Стефана, с золоченой сенью над ней, рядом хранился архиерейский жезл.

В Троицком храме находилась келейная икона святителя Варлаама – список с Тихвинского образа Богоматери, который он привез в Махрищский монастырь, возвратившись с Суздальской кафедры. С пребыванием этой святыни в обители было связано много исцелений и чудес. Так, в середине XIX века заступничеством Матери Божией, по молитвам перед Ее чудотворным образом, вокруг Махрищского монастыря прекратилось распространение холеры, унесшей массу жизней.

В 1923 году Махрищскую обитель закрыли, монастырские храмы были разрушены.

С возобновлением древнего монастыря, которое произошло в 1993 году, возродилось и почитание святителя Варлаама, епископа Суздальского. Мощи его были обретены в 1998 году при раскопках на месте бывшего Троицкого собора. Святые останки находились в белокаменном саркофаге XVI века, внутри которого была найдена елейница сирийского стекла и кожаная погребальная обувь.

Знаменательно, что гробницу владыки Варлаама обрели 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Богоматери, чтимой им при жизни.

В день памяти преподобного Стефана Махрищского 27 июля 2000 года святитель Божий Варлаам был прославлен в лике местночтимых святых Владимирской епархии.

В настоящее время мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского, открыто почивают в храме Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря.

СЛУЖБА СВТ. ВАРЛААМУ


[1]. Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10-11

[2].  Повесть «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, безвести бывше много лет» //  Георгиевский В.Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: ист.-археол. описание. Владимир, 1900. С. 60

[3]. Там же. С.61.

[4]. Там же. С.61.

[5]. Там же. С.60.

[6]. РИБ. Т. 32: Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 294-295.

[7].Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 57; Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 586.

[8]. ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284; ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 139, 140.

[9]. ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 231.

[10]. Историческое описание Махрищского монастыря. Серг. П., 1906. С. 24.

[11]. Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10-11

[12]. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1911. Т. 2. Ч. 2. С. 36

[13]. Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 22

[14]. Там же. С. 15.


Источники:

1. Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного муж. мон-ря. Серг. П., 1914.

2. Макарий (Веретенников), архим. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам // ЖМП. 2002. № 7.

3. Святые града Суздаля. Свято-Покровский женский монастырь. Суздаль, 2004.

Тропарь святителю Варлааму, глас 4

Яко звезда пресветлая земле Владимирстей,/ явился еси святителю Варлааме, преподобне отче./ Боголепно устроял еси обитель Троицкую, иже на Махре,/ идеже мощи Стефана чудотворца славно обрел еси./ Ныне же и твоя святыя мощи нам чудесно даруеши,/ да укрепится всюду вера Православная,// многими благодатными и спасительными твоими молитвами.

Кондак святителю Варлааму, глас 3

Днесь светло ликует обитель Стефанова,/ возрастившая великаго святителя,/ чудотворца дивнаго Варлаама,/ той бо велия веры образ явися,/ егда бо во оскудении хлебном преподобному Стефану моляшеся,/ чудо Господь сотвори,/во еже напитати братию и многия люди,/ темже мы дивящеся таковому упованию, вопием:/ святителю отче и преподобне,/ испроси нам у Бога веру несумненную// и спасение душам нашим.

Величание святителю Варлааму

Величаем тя, святителю отче, Варлааме, и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва святителю Варлааму, епископу Суздальскому, Махрищскому чудотворцу

О преизящный и предивный чудотворче земли Владимирския, Махрищския обители похвало, святителю Христов отче Варлааме! Ты от юности твоея мир суетный возненавидел еси, и работати Господеви возжелев, во обитель Троицкую вселился еси, идеже неленостно в трудех, бдених и молитвах подвизаяся, был еси наставник монашествующих, всем же людем учитель ревностный, иго бо Христово со тщанием нося, заповеди Того совершенне исполнил еси. Темже град Суждаль, в немже святительствовати от Бога сподобился еси, о тебе хвалится ныне, мы же, недостойнии, верою и любовию память твою чтуще и неотступно раце твоей предстояще, воспеваем ти: радуйся, яко житием твоим явился еси веры сокровище некрадомое, любве пучино неисчерпаемая, надежды богатство несумненное, чистоты зерцало непорочное, постников крепосте необоримая, подвигоположников украшение неувядаемое, святителей удобрение преславное, сладкопесневый проповедниче слова Божия. Ныне же Небесному Царю предстоя, святителю отче Варлааме, молися Ему еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея всегда пребываеши; нас же, немощных, с верою и любовию к раце мощей твоих припадающих, жезлом благости, якоже пастырь добрый упаси, ограждая от соблазнов, ересей и расколов и всякого зла, да твоему святительскому гласу последующе, достигнем Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою воспоем и прославим пречестное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.