• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Александра Дивеевская, прп.

Преподобная Александра (Мельгунова) Дивеевская
1789 г.
Память совершается: 13/26 июня

Пре­по­доб­ная Алек­сандра (в ми­ру Ага­фия) ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой дворянской се­мье в кон­це 1720-х – на­ча­ле 1730-х го­дов, рано была выдана замуж, но вскоре овдовела. По смерти мужа Ага­фия Се­ме­нов­на вы­бра­ла путь слу­же­ния Бо­гу. Вместе со своей маленькой дочерью она от­пра­ви­лась в Ки­ев и по бла­го­сло­ве­нию стар­цев по­сту­пи­ла в Ки­е­во-Фло­ров­ский мо­на­стырь.

Од­на­жды ма­туш­ке Алек­сандре явилась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и обратилась к ней с такими словам: «Я при­шла воз­ве­стить те­бе во­лю Мою. Иди на се­вер Рос­сии и об­хо­ди все ве­ли­ко­рус­ские ме­ста свя­тых оби­те­лей Мо­их. И бу­дет ме­сто, где Я ука­жу те­бе окон­чить бо­го­угод­ную жизнь, и про­слав­лю Имя Мое там, ибо в ме­сте жи­тель­ства тво­е­го Я ос­ную оби­тель Мою, на ко­то­рую низ­ве­ду все бла­го­сло­ве­ния Бо­жии и Мои со всех трех жре­би­ев Мо­их на зем­ле: Иве­рии, Афо­на и Ки­е­ва». Оч­нув­шись, мать Алек­сандра со­об­щи­ла о ви­де­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, за­тем дру­гим от­цам Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре скрыть свое по­стри­же­ние и под преж­ним име­нем вдо­вы-под­по­ру­чи­цы Ага­фии Се­ме­нов­ны Мель­гу­но­вой пу­стить­ся в путь, ука­зан­ный ей Бо­го­родицей.

В 1760 г. шла мать Александра из Му­ро­ма в Са­ров­скую пу­стынь. Не до­хо­дя 12 верст до Сарова, она оста­но­ви­лась на от­дых в се­ле Ди­ве­е­во. Уста­лая, она усну­ла на лужайке у за­пад­ной сте­ны неболь­шой де­ре­вян­ной церк­ви и в лег­кой дре­мо­те удо­сто­и­лась уви­деть Бо­жию Ма­терь: «Вот то са­мое ме­сто, ко­то­рое Я по­ве­ле­ла те­бе ис­кать на се­ве­ре Рос­сии. Здесь жи­ви и уго­ждай Гос­по­ду Бо­гу до кон­ца дней тво­их, и Я все­гда бу­ду с то­бою. Как звез­ды небес­ные и как пе­сок мор­ской, умно­жу Я тут слу­жа­щих Гос­по­ду Бо­гу и ве­ли­ча­ю­щих Ме­ня и Сы­на Мо­е­го!» Ко­гда ви­де­ние окон­чи­лось, мать Алек­сандра просну­лась и  в ве­ли­кой ра­до­сти продолжила свой путь к Са­ров­ской пу­сты­ни.

По­зна­ко­мив­шись со стар­ца­ми, Ага­фия Се­ме­нов­на от­кры­ла им свою ду­шу и по­про­си­ла со­ве­та и вра­зум­ле­ния. Са­ров­ские стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ей все­це­ло пре­дать­ся во­ле Бо­жи­ей и ис­пол­нять все ука­зан­ное Ца­ри­цей Небес­ной. Ма­туш­ка Алек­сандра, по­слуш­ная во­ле Пресвятой Богородицы, со­би­ра­лась пе­ре­ехать на жи­тель­ство в Ди­ве­е­во. Но се­ло бы­ло то­гда неудоб­но для жиз­ни мо­на­хи­ни, ищу­щей мо­лит­вен­но­го по­коя. По­сто­ян­ный шум от боль­шо­го чис­ла ра­бо­чих на от­кры­тых здесь за­во­дах, до­бы­вав­ших же­лез­ную ру­ду, ссо­ры, дра­ки – все это при­да­ва­ло мест­но­сти осо­бый ха­рак­тер. Кро­ме то­го, с ней бы­ла ма­ло­лет­няя дочь. По­это­му стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре по­се­лить­ся в двух вер­стах от Ди­ве­е­ва, в де­ревне Оси­нов­ка.

Здесь вско­ре за­бо­ле­ла и скон­ча­лась ее 10-лет­няя дочь. Это про­изо­шло око­ло 1764 г. Мать Алек­сандра уви­де­ла в смер­ти девочки еще од­но ука­за­ние Бо­жие. По­рва­лось по­след­нее зве­но, свя­зы­ва­ю­щее ее с ми­ром.

Ага­фия Се­ме­нов­на от­пра­ви­лась в свои по­ме­стья, чтобы рас­по­ря­дить­ся име­ни­я­ми. Нема­ло вре­ме­ни по­тре­бо­ва­лось ей для устрой­ства дел. Она про­да­ла все свои ря­зан­ские име­ния, осво­бо­дившись таким образом  от вся­ких зем­ных за­бот и зна­чи­тель­но уве­ли­чи­в свой ка­пи­тал. Часть денег она вложила в мо­на­сты­ри и в кон­це 1767 г. вер­ну­лась в Ди­ве­е­во. Са­ров­ские стар­цы бла­го­сло­ви­ли ей по­се­лить­ся у при­ход­ско­го ди­ве­ев­ско­го свя­щен­ни­ка, жив­ше­го вдво­ем с же­ной. На его дво­ре Ага­фия Се­ме­нов­на вы­стро­и­ла се­бе кел­лию и про­жи­ла в ней 20 лет, со­вер­шен­но за­быв свое про­ис­хож­де­ние и неж­ное вос­пи­та­ние. В ду­хов­ных во­про­сах мать Алек­сандра во всем со­ве­то­ва­лась с Са­ров­ски­ми стар­ца­ми.

В то вре­мя в Ди­ве­е­ве был при­ход­ской де­ре­вян­ный храм во имя пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. Храм был хо­лод­ный, пред­на­зна­чен­ный для слу­же­ния толь­ко в теп­лое вре­мя го­да. Ма­туш­ка Алек­сандра за­ня­лась бла­го­устрой­ством ди­ве­ев­ской церк­ви: отремонтировала главный придел,  при­стро­и­ла к нему при­дел во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая (освя­щен в 1772 г.), а так­же теп­лый при­дел во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Во вре­мя мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­ца от­кры­ла ма­туш­ке Алек­сан­дре, что сле­ду­ет оза­бо­тить­ся по­стро­е­нием ка­мен­ной церк­ви в честь Ка­зан­ской Ее ико­ны. Ма­туш­ка при­сту­пи­ла к по­строй­ке хра­ма на том са­мом ме­сте, где яви­лась ей Ца­ри­ца Небес­ная. В на­ча­ле 1780 г. Ка­зан­ский храм был освя­щен.

За шесть ме­ся­цев до кон­чи­ны ма­туш­ки Алек­сан­дры на­ста­ло вре­мя устро­ить мо­на­ше­скую об­щи­ну, чтобы ис­пол­нить все при­ка­зан­ное Бо­жи­ей Ма­те­рью. К это­му пред­ста­вил­ся осо­бый слу­чай: в 1788 г. од­на из по­ме­щиц се­ла Ди­ве­е­ва по­жерт­во­ва­ла Ага­фии Се­ме­новне 1300 квад­рат­ных са­жен сво­ей зем­ли ря­дом с цер­ко­вью. Мать Алек­сандра по­стро­и­ла на этой зем­ле три кел­лии и огра­ди­ла про­стран­ство де­ре­вян­ной огра­дой; од­ну кел­лию за­ня­ла са­ма, дру­гую предо­ста­ви­ла для от­ды­ха стран­ни­кам, и тре­тью пред­на­зна­чи­ла для при­гла­шен­ных жить трех по­слуш­ниц.

Мать Алек­сандра до кон­ца сво­их дней ве­ла жизнь бо­го­угод­ную, по­движ­ни­че­скую, крайне су­ро­вую, в по­сто­ян­ном тру­де и мо­лит­ве, управ­ляя сест­ра­ми в ду­хе кро­то­сти. Стро­го ис­пол­няла все труд­но­сти Са­ров­ско­го уста­ва.

Ве­ли­кая ста­ри­ца с осо­бен­ным ува­же­ни­ем об­ра­ща­лась к еще юно­му в то вре­мя по­слуш­ни­ку, мо­на­ху и за­тем иеро­ди­а­ко­ну Се­ра­фи­му, про­ви­дя в нем ис­пол­ни­те­ля на­ча­то­го ею Бо­жия де­ла.

В июне 1789 г., пред­чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, мать Алек­сандра по­же­ла­ла вос­прин­ять ве­ли­кий ан­гель­ский об­раз. Она была по­стрижена в схи­му с наречением прежнего монашеского имени. 13 июня в воз­расте 60 лет матушка скончалась.

Отец Се­ра­фим в ду­хов­но-на­зи­да­тель­ных бе­се­дах сво­их с при­хо­дя­щи­ми ча­сто го­во­рил: «Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Ага­фия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим пред­ре­кал, что со вре­ме­нем долж­ны по­чи­вать от­кры­ты­ми свя­тые мо­щи ма­те­ри Алек­сан­дры, и при­ка­зы­вал всем каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа на­ша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­ще­но, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

По­сле за­кры­тия Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря в 1927 г. кел­лия ма­туш­ки Алек­сан­дры, как и мо­ги­ла ее, бы­ли уни­что­же­ны, и на их ме­сте устро­е­на пло­щадь, за­ли­тая ас­фаль­том. В 1991 г. по­сле ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок мо­ги­ла бы­ла вос­ста­нов­ле­на по уцелев­ше­му под ас­фаль­том фун­да­мен­ту ча­сов­ни, а так­же мо­ги­лы по­хо­ро­нен­ных ря­дом с ней схи­мо­на­хи­ни Мар­фы и мо­на­хи­ни Еле­ны. На мо­ги­лах бы­ли уста­нов­ле­ны де­ре­вян­ные кре­сты.

Чест­ные мо­щи пер­во­на­чаль­ни­цы ма­туш­ки Алек­сан­дры бы­ли об­ре­те­ны в празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня 26–27 сен­тяб­ря 2000 г., пе­ре­не­се­ны в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, где и по­чи­ва­ют, как пред­ска­зал ве­ли­кий ста­рец пре­по­доб­ный Се­ра­фим.

Опре­де­ле­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра 2004 г. пре­по­доб­ная Алек­сандра Ди­ве­ев­ская бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку об­ще­цер­ков­ных свя­тых.

Blowjob