• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Внутренние и внешние трудности, с которыми встречается новоначальная послушница в монастыре

Доклад игумении Евфросинии (Лаптик), настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря в г. Минске на монашеской секции IV Белорусских Рождественских чтений на тему «Подлинная свобода и ответственность» 18 ноября 2018 года в Свято-Елисаветинском женском монастыре.


≈ Тема, на которую мне предстоит говорить, видится мне очень важной, так как от того, как начнется монашеская жизнь человека, зависит то, как она будет продолжаться. Даже если ревность монашествующей сестры с течением времени охладеет, правильно заданный в начале импульс поможет ей на выбранном пути.

Необходимо, чтобы сестра, вступая на монашеский путь, ясно понимала цель и смысл монашества. Когда человек осознаннорешается на тяжелую борьбу со своим ветхим человеком, с миром и дьяволом, тогда любые трудности будут восприниматься ею уже как задачи, как условия для спасения ее души.

Современный человек приходит из мира со сбитыми ориентирами, с искаженными представлениями о добродетели и свободе, с привычкой к комфорту, и в монастыре ему предстоит принять не только иной образ жизни, но иной образ мышления. Ему нужно отказаться от усвоенной им годами земной логики, от духа этого мира и приобрести духовное видение и рассуждение.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал о современном ему монашестве: «Вступили они в монастырь, – пишет он, – сняли мирские одежды, облеклись в черные иноческие, но навыки и настроение, получаемые в мирской жизни, остались с ними и, пребывая неудовлетворенными, приобретают новую силу»[1].

И это при том, что во время жизни святителя Игнатия послушники приходили в монастырь из семей, воспитанных в православной вере в течение поколений. Тогда семьи были многодетными, был опыт совместной жизни с разными по возрасту и характеру людьми: старшими, младшими, немощными и т.д. С детства формировался опыт заботы, поддержки, коллективного труда.

Сейчас ситуация совершенно иная. Во многих семьях детям прививаются совершенно чуждые христианству ценности. Даже правила поведения, которые раньше были традиционными для нашей культуры: уважение к старшим, послушание родителям, сдержанность, самопожертвование, взаимопомощь, бытовая неприхотливость – сейчас являются редкостью.

Поэтому прежде, чем новоначальная сестра постигнет высоты монашеской жизни, ей нужно восполнить то, что она не получила в свое время в семье и обществе, то есть ей нужно стать просто порядочным человеком.

Особенно тяжело пожилым послушницам. Они приходят в монастырь уже сформировавшимися личностями, со своими представлениями о жизни (в том числе духовной), с ожиданиями, что монастырь решит их проблемы и удовлетворит какие-то их запросы.

Зачастую послушницы имеют очень смутные представления об основах православной веры, о богослужении, о монашестве.

Устав монастыря, включающий в себя суточный круг богослужения, молитвенное правило, общие послушания, чтение святых отцов, пост, правила поведения и прочее, является той спасительной системой, которая способствует формированию нового человека. Поэтому очень важно, чтобы новоначальная сестра была сразу же ознакомлена с уставом обители и неукоснительно его выполняла.

Готовя данный доклад, я попросила нескольких сестер обители описать трудности, с которыми им пришлось встретиться в начале их монастырской жизни. Исходя из их ответов перечислю следующие внутренние и внешние трудности.

Внешние трудности

В основном, внешние проблемы послушницы обусловлены внутренними проблемами: отсутствием навыка спрашивать, страхом показаться не знающей чего-то. Необходимо, чтобы новопришедшей сестре ответственная сестра рассказала подробно всё, что касается внешней стороны жизни, а именно:

1. Личные вещи

2. Правила внешнего поведения

3. Распорядок дня

4. Трапеза

5. Выезды в мир (в поликлинику, по послушанию и т.п.)

6. Общение с родственниками и знакомыми

7. Подарки, угощения

8. Лекарства

Все внешние заботы и трудности, как правило, ложатся на плечи настоятельницы и помогающих ей сестер. И здесь важна мера и даже строгость. На опыте нашего монастыря я вижу: когда много дано и много позволяется, возрастает потребительский неблагодарный дух, сестры расслабляются. Излишнее ограждение сестер от внешних трудностей зачастую оборачивается для них внутренними трудностями: разленением, праздностью, а значит и страстями.


Внутренние трудности

Одиночество

Долгое время (даже очень долгое время) после прихода в монастырь сестра чувствует себя как в гостях, или в общежитии, она не может привыкнуть, что келья – это теперь ее дом. Сестра боится что-то спросить на правах члена семьи, она не может просто поговорить и посоветоваться с любой из старших сестер, ей кажется, что они особые люди, к которым нет доступа.

Чувство одиночества, мысли о том, что она чужая, могут привести к тому, что сестра решит уйти из обители. В этот период для сестры очень важна поддержка со стороны настоятельницы и старших, ей необходимо обычное человеческое внимание. Это могут быть простые вопросы: как дела? почему грустишь? и т.п. Сестре нужно почувствовать, что она здесь нужна, что она в новой семье.

Одна послушница поделилась, что не выдержала бы и не осталась бы в монастыре, если бы ей не помогла сокелейница – старшая монахиня, которая относилась к ней как к младшей сестре, всячески заботилась, постоянно интересовалась ее проблемами.

Разочарование

Обычно сестра, приходящая в обитель, имеет восторженное, даже романтическое мнение о монахах и их жизни.

И, не найдя в монастырском образе жизни идеала своей мечты, постоянно сталкиваясь с немощами и грехами сестер (ведь в монастыре все друг у друга на виду), сестра разочаровывается и начинает сильно унывать.

В этот период самой острой становится проблема неприятия окружения, сестёр, связанная с обидой и болью. Это может не выражаться во внешнем общении и быть практически незаметным.

Вспоминается эпизод, как на монашеском собрании одна послушница, обиженная грубым обращением монахини, воскликнула: «Я не понимаю, куда я попала?! И это святое место?!»

Только Божией милостью, терпением и покаянием приходит понимание, что монастырь, как и вся Церковь – единая семья, и принятие ближнего с его немощами, внутреннее примирение есть основа духовного становления.

Привязанность к миру, близким людям

У новоначальной сестры еще очень сильна привязанность к миру: к родственникам и друзьям, к комфорту, к привычным развлечениям. И каждое соприкосновение с миром вызывает сильную борьбу в неокрепшей душе, приводит к тоске, саможалению и может поколебать сестру в выборе монашеского пути. Крайне опасны для послушницы долгое пребывание вне монастыря, бесконтрольный доступ к Интернету, свободное общение с людьми, живущими в миру.

В нашем монастыре новоначальные сестры не имеют мобильных телефонов, и хоть это переживается ими крайне болезненно, но потом они сами понимают необходимость такого правила. Через телефон поддерживается связь с миром, с родственниками, тратится много времени на пустые и даже вредные разговоры.

Послушнице необходимо согласовывать с игуменией и духовным отцом границы своего общения с родственниками и свой график дня. Если послушница, несмотря на благословение, превысит меру общения с близкими, у нее обязательно возникнет сначала некая отчужденность к сестрам монастыря, а затем и конфликты с ними.

О соблазнах, которым будет подвержена сестра, несущая послушание в миру, не стоит и говорить.

Тишина, отсутствие постоянного звукового фона, потока информации, смены картинок сначала оказывает давящее действие на пришедшую сестру. Например, одна наша послушница сильно страдала из-за того, что нет радио. Духовник сказал ей: «Хорошо, слушай радио, но каждый раз бери на это благословение». И у сестры сразу почему-то пропало желание включать радиоприемник.

Послушание

Новоначальной послушнице нелегко усвоить привычку на все свои действия брать благословение у игумении и духовного отца. Привыкнув в миру жить по своим умозаключениям, взглядам и убеждениям, ей бывает трудно понять, что отныне нужно всегда обо всем спрашивать, начиная с распорядка дня и заканчивая внутренними борениями. Даже самый мелкий вопрос, кажущийся и так понятным, сестра не вправе решать самостоятельно.

Часто новопришедшая сестра ждет, что в монастыре ей все скажут, и не догадывается, что ей нужно самой спрашивать, т.к. невозможно каждой в отдельности сестре все расписать и быть в курсе ее занятости,

Иногда послушница стыдится задать вопрос, потому что ей кажется, что она одна чего-то не знает, а всем остальным все понятно.

Затруднение у сестры может вызывать непонимание: как спрашивать, насколько подробно нужно описывать ситуацию, что из сказанного старшим – благословение, а что – личное мнение, что нужно исполнять, а что – принять к сведению как вариант.

Может возникнуть проблема, если сестра находится в послушании у старшей сестры, а, например, благочинная попросит выполнить какую-либо дополнительную работу. Если послушница не поставит об этом в известность старшую сестру, происходит невыполнение основного послушания и физический надрыв.

Напряжение

Для большинства послушниц вначале очень тяжел сам ритм монастырской жизни. Возникает непрекращающееся напряжение, усталость, чувство голода и недосыпания (даже если трапеза хорошая и сон достаточный по времени). Это связано с тем, что сестра не умеет отдыхать, она стесняется попросить об отдыхе, о свободном времени, считая, что в монастыре это не положено. У нас в обители благословлен один день в неделю, так называемый «отсыпной», когда сестра может побольше поспать, почитать, переделать какие-то мелкие бытовые свои дела.

Кроме того, раз в год сестрам разрешен отдых на монастырской даче, где они могут походить по лесу, побыть в уединении, вместе посмотреть благословленные духовником фильмы.

Видение своих грехов

В монастыре у сестры начинают обнаруживаться страсти, не замечаемые ею при рассеянной жизни в миру. И наступает тяжелая борьба: приходится постоянно видеть свою греховность, свою неспособность жить по заповедям Божиим. Может возникнуть ропот на Бога: «Я же шла сюда для того, чтобы Ты меня исправил, я же рассчитывала, что это все исчезнет сразу, и начнется святая жизнь. Почему же она не начинается?»


Проблемы каждой сестры – это сложность для всей общины. Соответственно и решать их необходимо с помощью монастырской семьи. В нашей обители существуют еженедельные монашеские собрания сестер, игумении и духовника. На этих собраниях сестры делятся как своими трудностями, недоумениями, так и своим опытом. Польза таких собраний неоценима, это огромная поддержка для духовной жизни как новопришедших послушниц, так и для старших сестер обители. Большое значение имеет и то, что все сестры еженедельно исповедуются у духовника, многие ведут духовные дневники, которые прочитывает духовный отец.


И вот еще о чем бы хотелось сказать в этом докладе. Многие современные духовники говорили о том, что в наше время стать послушником – это уже подвиг. Как писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Нынешние чада Церкви совершенно особые, порождение всеобщей апостасии, они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной. И две эти правды по сути своей совершенно различны и непримиримы. На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту»[2]. И, наверное, задача духовника, настоятельницы – помочь новоначальным сестрам устоять в этой Правде, всячески поддерживая и снисходя к их немощам. Запомнился рассказ одного послушника, который до прихода в монастырь был резким, до мозга костей светским человеком, а пожив в монастыре полгода, очень изменился. Когда его сестра приехала к нему и увидела его благостным и умиротворенным, она удивилась и спросила: «Тебя, наверное, так засмиряли, что ты уже стал шелковым?» Он ответил, что как раз наоборот, его никто не трогает и не дергает. «Если бы меня стали смирять, то я стал бы еще более буйный и озлобленный, – сказал он. – Но ко мне относятся по-человечески, по-христиански».

Благодарю за внимание.


 

[1] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 1. М., 1997.

[2] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма. О духовничестве. Интернет-ресурс, точка доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm, доступ 24.11.2018.