• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
10 января 2013 года

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре

«И все наши катаклизмы жизненные - ничто иное, как проверка нас: а действительно ли мы верим, а действительно ли мы доверили свою жизнь Богу или рассуждаем так: «Он – там, а я – здесь, и я должен сам о себе заботиться». В этом и есть искушение человека».

Проповедь архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Праздник Рождества Христова празднует весь христианский  мир, все христианские конфессии чтят Рождество Христово. Почему? Да потому, что с Именем Христа Спасителя, с Его приходом в мир связано начало новой эры. Поэтому мы и говорим: «До нашей эры – то есть до Рождества Христова, нашей эры – то есть по Рождестве Христовом».

Рождество Христово изменило жизнь человечества. И мудрый, сильный греко-римский мир покорился под благое иго Христово. Покорился, но не весь. Почему? Да потому, что не каждому человеку дано осознать простую истину, что жить во Христе означает уже сегодня жить в вечности, и жизнь вне Христа - жизнь сегодня во временном мире.

У Экклизиаста есть такие мудрые, замечательные и глубокие  слова, как, впрочем, и все слова Священного Писания. Слова эти таковы: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». (Екк. 1:9). Однако попробуй скажи какому-нибудь современному историку, что нет ничего нового под солнцем, он будет пытаться обличать, будет говорить о том, что 19 век – это была одна история, 20-й век, советская власть – это другая история и 21-й век – это третья история. На самом деле это не так. Для человека, который живет во Христе, история одна.

Христос Спаситель отверг искушение властью, когда сатана предложил Ему всю власть земную: «Все тебе дам, если, пад, поклонишься мне» (Мф. 4:9). Но Христос отверг эту власть. И когда Пилат сказал Ему: «не знаешь ли, что я власть имею отпустить Тебя, и власть имею распять Тебя?» (Иоан. 19,10). Но на это Господь ему сказал: «не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше» (Иоан. 19,11). И вот, когда мы говорим, что мы верующие, мы должны, прежде всего, верить в то, что власть только от Бога. Все, что мы видим на земле  - это смена декораций и костюмов. И глупый человек увлекается этим ярким зрелищем, этой ярмаркой тщеславия, ярмаркой глупости. Но человек, который живет во Христе, равнодушен ко всем этим внешним проявлениям суетного мира сего. Он живет во Христе. И это самое главное, что принес нам Господь: жить во Христе и со Христом. Не обращать внимания на политические партии, политические движения и прочие-прочие внешние суетные проявления мира сего.

Подобно тому, как природа циклична: сейчас зима и деревья стоят заснувшие; наступит весна - почки, листья - все расцветет; осенью снова увянет, будут желтые листья, они упадут, и снова будет зима. Но жизнь - она едина. И вот праздник Рождества Христова возносит нас над суетными движениями и катаклизмами мира сего. И благословен человек, который осознал это и живет во Христе. И кто-то может сказать: а как же мы можем равнодушно относиться к тому, что происходит вовне, а как мы будем питаться, одеваться, греться? Но ведь каждый из нас глубоко знает простую истину, что «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1) - все от Бога.

И когда мы живем под Богом, когда мы ходим пред Ним, то Господь покрывает наши немощи, Господь укрепляет нас, Господь дает нам кров над головой, питание, тепло, радость, благодать о Духе Святом, – все дает Господь, когда мы живем в Нем. Но когда мы об этом забываем, когда мы начинаем вдруг пугаться того: «а как же мы без наших усилий можем прожить в этом мире?», - тогда наступают самые трудные времена для такого человека. И потому для человека, который жил в Церкви и во Христе в 30-е или 40-е, или 80-е, или 2000-е годы жизнь была одна, ибо такой человек жил со Христом и умирал со Христом. А на земле все умирают. Даже самые-самые долгожители – они тоже умирают. И по отношению к вечности 50 или 70, или 120 лет – это краткие мгновения, это жизнь комара. И потому не стоит нам переживать и мучиться этими сомнениями: «а как, и сколько, и зачем?», – Господь все управит, Господь все покроет.

От нас требуется только одно – жить в Боге, жить со Христом. И когда мы живем со Христом, тогда нам уже не страшны смена власти, смена климата, смена политических партий и еще множество смен, ибо мы живем в Боге и с Богом.

Праздник Рождества Христова, великий праздник, мироспасительный праздник, он напоминает нам именно об этом: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». И все наши катаклизмы жизненные - ничто иное, как проверка нас: а действительно ли мы верим, а действительно ли мы доверили свою жизнь Богу или рассуждаем так: «Он – там, а я – здесь, и я должен сам о себе заботиться». В этом и есть искушение человека. Каждый в жизни делает свой выбор. Один выбор – в пользу того, чтобы жить под Богом и с Богом, а другой выбор – жить по своей воле, по своей похоти и надеяться на свои усилия и на свои тщетные умственные потуги.

Всех вас поздравляю с Праздником!