• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек – игумен  Мефодий (Петров), помощник игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия по приему многочисленных гостей и международных делегаций. 

 В годы гонений на Церковь в Грузии официально не существовало ни одного действующего монастыря. Но в маленькой обители Бетания (Вифания), расположенной недалеко от Тбилиси в ущелье реки Верэ, до конца 50-х годов жили два монаха-подвижника. Они числились сторожами "памятника архитектуры" и даже получали зарплату. В предверии праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которому посвящен древний монастырь Бетания, мы расскажем о преподобных отцах Иоанне и Георгии.

С самого основания Стефано-Махрищский монастырь был тесно связан с обителью прп.Сергия. Дружба преподобных Сергия и Стефана, начавшаяся в их земной жизни, сделала судьбу скромной Махрищской обители неотделимой от истории великой Сергиевой Лавры. Начиная с XVI в. Стефано-Махрищский монастырь, разоренный татарскими набегами, находится в ведении Лавры. Московский митрополит Платон (1737 -1812 гг.), будучи архимандритом Лавры, особенно любил Махру, им был построены в обители Сергиевский надвратный храм и Троицкий собор. В настоящее время наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией не оставляют наш монастырь молитвенным и духовным попечением, совершая богослужения, монашеские и  иноческие постриги, осуществляя духовное руководство. 

Покровительство преподобного Сергия связало историю нашего монастыря еще с одной обителью, расположенной в Александровском районе и находившейся в ведении Лавры - Свято-Смоленской Зосимовой пустынью.

Схиигумен Серафим (Барадель - Покровский) - француз по происхождению. Постриженник монастыря Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Великобритания), ученик и келейник схиархимандрита Софрония (Сахарова). В настоящее время является начальником скита Всех Святых на о. Валаам. Предлагаем читателям беседу о. Серафима с братией о красоте монашеского призвания.

6 сентября 1550 года преставился преподобный Арсений Комельский. Выходец из московской боярской семьи Сахарусовых, постриженник Троице-Сергиевой обители, а затем ее игумен, преподобный Арсений удалился на север, в Вологодскую землю, ставшую в XIV-XVI вв прибежищем целого сонма преподобных отцов, создателей русской "Северной Фиваиды", искателей монашеского совершенства. После нескольких лет пустынножительства, к преподобному собралась братия и он явился основателем двух монастырей - Ризоположенской Комельской пустыни и Троицкой в дремучем лесу Шелегонском. 

В XVI в Стефано-Махрищский монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. Будучи игуменом лавры в 1525-1527 гг., прп.Арсений, как гласит житие - "осо­бен­но лю­бил по­се­щать оби­тель совре­мен­ни­ка Сер­гия пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Махри­щско­го, на­хо­див­шу­ю­ся в 35-ти вер­стах от Тро­иц­кой, чтобы в ее пу­стын­ном без­мол­вии хо­тя несколь­ко успо­ко­ить­ся и при­об­ре­сти но­вые си­лы к про­хож­де­нию сво­ей мно­го­труд­ной долж­но­сти". Тогда он узнал о происходящих на могиле прп.Стефана чудесных знамениях и повелел "по­ста­вить над его мо­ги­лой гроб­ни­цу, осе­нять ее по­кро­вом и воз­жечь пред ней боль­шую све­чу, за­тем, со­вер­шив со­борне Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, уста­но­вил, чтобы с тех пор еже­год­но празд­но­ва­лась в оби­те­ли па­мять пре­по­доб­но­го." Так началось церковное прославление прп.Стефана, а Махрищская обитель в лице прп.Арсения обрела еще одного небесного покровителя.

30/17 августа 1880 года - преставление преподобного Пимена Угрешского, настоятеля Николо-Угрешского монастыря Московской епархии.

" Над от­цом Пиме­ном ис­пол­ни­лось сло­во Хри­ста Спа­си­те­ля: «Аще кто Мне слу­жит, по­чтит его Отец Мой». Во всю свою жизнь отец Пи­мен непре­стан­но па­мя­то­вал свое мо­на­ше­ское зва­ние и с этой точ­ки зре­ния смот­рел на каж­дый свой шаг, на все свои дей­ствия, преж­де все­го за­да­вая се­бе во­прос: «При­лич­но ли сие для мо­на­ха или предо­су­ди­тель­но?» Он свя­то хра­нил ино­че­ские обе­ты нрав­ствен­ной чи­сто­ты и це­ло­муд­рия, нес­тя­жа­тель­но­сти и по­слу­ша­ния, лю­бил мо­на­ше­ство, глу­бо­ко был про­ник­нут его ду­хом и, же­лая быть сам ис­тин­ным мо­на­хом, ста­рал­ся во­дво­рить этот дух не толь­ко в Уг­реш­ской оби­те­ли, им управ­ля­е­мой, но и во всех об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рях, под­чи­нен­ных его ве­де­нию как бла­го­чин­но­му."

26/13 августа. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

"Творения Задонского святителя – поистине богатая духовная сокровищница. В них почти каждая строка сияет красотой христианского смирения и Божественной любви. Им присуща простота, ясность, общедоступность языка, что ставит святителя Тихона в ряды лучших русских писателей. На его творениях воспитывались не только простые люди, но и лучшие иерархи Русской Церкви..."  - схиархимандрит Иоанн Маслов.

Архимандрит Захария – ученик и преемник известного подвижника благочестия наших времен архимандрита Софрония (Сахарова) – ученика преподобного Силуана Афонского. Архимандрит Захария родился на Кипре в православной семье, в Англию приехал в 18 лет для изучения химии. Здесь нашел архимандрита Софрония, стал его учеником и принял решение посвятить свою жизнь Христу в монашеском образе. В настоящее время является духовником Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс (Англия), основанного старцем Софронием. Много выступает с лекциями о богословии преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония (Сахарова) в разных странах. Продолжаем знакомить читателей сайта с некоторыми ответами на насущные вопросы монашеской жизни, предложенные отцу архимандриту при посещении монастырей Румынии.

09 августа/27 июля празднуется память преподобного Германа Аляскинского. Предлагаем вниманию читателей сайта  краткое житие святого и его поучения.

В монастырь ты уходишь тогда, когда становишься готовым, когда созреваешь для этого. Когда мир становится тебе чужим. Когда тебя не привлекает ничто из того, что ты мог бы иметь, живя в миру: учеба, семья, работа, карьера, материальная обеспеченность. Ты чувствуешь, что не удовлетворено твое искание Бога, твоя тоска по Нему, твое «скучание» по Нему. А оно во мне было: я искал Бога, сам того не сознавая. Жаждал встречи с Ним. Видимо, Бог вложил в меня эту тоску по Нему; и я не мог успокоиться, пока не нашел Его. А найдя Его, я захотел оказаться как можно ближе к Нему.

Монашество – это то, что передается человеку как некая традиция, нечто, что он должен принять по преемству. Это то, чему трудно и в какой-то степени невозможно научиться из книг или самостоятельно, потому что учителем тут является Сам Господь. И процесс этот очень сложный, мучительный: человек нащупывает дорогу, теряет ее, вновь находит, опять теряет. И самое главное, что вокруг мало оказывается тех, кто реально может человеку помочь.

Например, всем нам бывает приятно, когда сестра при каждой встрече с нами приветливо, открыто улыбается, кланяется, говорит что-то доброе. И у нас есть такие сёстры, которые действительно от сердца рады каждой сестре и стараются каждую поприветствовать живо, с любовью. А есть сёстры, которые ни одного дня не пропускают без того, чтобы кого-нибудь не утешить словом или делом. И вот эти сёстры очень сильно влияют на атмосферу в монастыре. Они распространяют мир, покой, освобождают других от печальных помыслов.

Монашество – это не только христианское, но и общерелигиозное явление. Еще до появления христианства на исторической арене монашество уже существовало в лоне восточных религиозных культов. В иудаизме в эпоху возникновения христианства тоже бытовали религиозные общины, такие как ессеи в Палестине или терапевты (целители) в Египте, которые помимо аскезы сформировали определенный образ жизни, напоминающий монашеский.

Небольшая тайная община учеников старца Виталия (Сидоренко) в советское время существовала в городах Шахтерск и Снежное Донецкой области. Его ученицы схимонахиня Павла и схимонахиня Евдокия, тщательно скрывая свои подвиги, прославились высокой духовной жизнью.

23 января 2017 года участниками пленума Межсоборного присутствия было принято «Положение о монастырях и монашествующих». О работе над документом, прошедшем стадию общественной дискуссии и обсуждение на пленуме, порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

30 января Церковь вспоминает основателя отшельнического монашества преподобного Антония Великого. В этой связи мы решили поговорить с митрополитом Антонием (Паканичем) о современном монашестве и путях его развития. Известно, что преподобный Антоний совсем удалился из обитаемых мест и 20 лет жил в уединении. Подвижник страдал от голода и жажды, от холода и зноя, от множества искушений в своем уединении. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. 

Беседа с миссионером монахом Арсением (Йовановичем) о встрече с живым Богом, отношениях с людьми, духовных кризисах и чувстве богооставленности.

Иногда бывают периоды духовной засухи, ощущения богооставленности. Но Бог, наоборот, в эти моменты пристальнее всего за нами наблюдает. Нужно просто сгруппироваться и выдержать, конечно, с Божией помощью. И тогда мы переходим на следующую ступень.

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). 

Когда настало время, чтобы ты нарек мне имя, и я подумала о том, какое же имя даст мать игумения, эта Женщина мне сказала: “Ты Мне отдала своего сына, а Я тебе отдам Свое имя”.  Игумения хотела назвать эту сестру Анной, но в момент наречения забыла имя и произнесла совсем другое – Мария. Так постриженица получила имя Пресвятой Богородицы.

Blowjob