• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Спасо–Вифанский монастырь

Спасо–Вифанский монастырь расположен в нескольких километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры. Обитель начала свое существование как пустынь, основанная архиепископом Московским Платоном (Левшиным) (1737 – 1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».

Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Построенная в 1783 – 1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад. На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от святых врат к воротам хозяйственным, распола­гались: здание самих свя­тых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных брат­ских корпу­са; два других располагались по сто­ронам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой цер­ковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные кельи. Все жилые корпуса имели камен­ный нижний и деревян­ный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной полови­не пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году в присутствии императрицы Екатерины II архимандрит Платон был возведен в сан митрополита.  

Главной достопримечательностью монастыря являлся Спасо-Преображенский собор, который, по словам современников, был «замечателен по своей затейливости». Особенность собора заключалась в его необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фа­вор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. На вершине горы находился круглый резной позолоченный иконостас, симметрично украшенный цветными стеклами и увенчанный легким куполом внутри посеребренным, а сверху позолоченным. К иконостасу можно было подняться по двум лестницам, располагавшимся по обеим сторонам горы. Одна из них, ведущая к северным дверям алтаря, фигурная, искусно высеченная в скале, представляла собой некое подобие природной и не предназначалась для  повседневного использования. Вторая – каменная – приводила к южным дверям иконостаса. У этих дверей находился образ Воскресения Христова, выполненный из мелких камней и различных горных пород мастерами Сибири. Свет, проходивший через четырнадцать больших окон с разноцветными стеклами, придавал храму подобие горы Фавор, осененной светом Преображения, тем самым, по замыслу митрополита Платона, наглядно изображая евангельское событие. Престол нижнего храма, освященный в честь Воскресения Лазаря, располагался в пеще­ре, устроенной в подножии горы. Его иконостас, подобно верхней церкви Преображения, был устроен полукругом. Слева от входа в храм, в углублении, находился дубовый гроб, в котором в 1392 – 1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г.

В 1797 году монастырь посетил император Павел I, распорядившийся возвести Вифанию в степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию.

Духовная семинария была открыта при монастыре в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря. 

В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был «как истинный отец среди любимых детей».

Одухотворенная творческая атмосфера Платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.

Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. Тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита Платона и его покои, превра­щенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев.

В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и святые врата.

В 1860 – 1866 гг. в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Фи­ларета Дроздова была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже.

Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля. Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению.

До неузнаваемости изменили облик, нарушили спокойную жизнь Вифании события, последовавшие за октябрем 1917 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в ме­мориа­льных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928 – 1929 гг. В 1930 – 1931 гг. все здания Вифании были отданы под птице­комбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом.

По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и поселка Птицеград при нем, часть зданий бывшей Вифании разобрали из-за ветхости или с целью вторичного использования крепкого старинного кирпича: так, например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Бесследно исчезло братское кладбище. Лишилась своих глав церковь Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря располагаются жилые пятиэтажки. До недавнего времени о процветавшей некогда подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря. В 2002 г., по благословению Патриарха Алексия II, Вифания получила статус подворья Лавры. Началось возрождение из руин Спасо-Вифанского монастыря.