• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
3 сентября 2012 года

3 сентября 2012 года. Преставление свт. Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца.

В день преставления святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский (+3 сентября 1585г.), Махрищский чудотворец был правнуком насельника Махрищского монастыря иеромонаха Серапиона. Начало монашеской жизни положил в Троицкой обители преподобного Стефана, став в 1557 году игуменом монастыря. В 1570 году по повелению царя Иоанна Грозного хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского, на кафедре пребывал около 15 лет. Незадолго до кончины оставляет управление епархией, последние дни жизни проводит в Махрищской обители. Святитель Варлаам участвовал в важнейших церковно-государственных событиях второй половины XVI столетия. Благодаря усердию Владыки были прославлены во святых: прп. Стефан Махрищский, прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские, прп. Евфросиния Суздальская.

      

      

      

Проповедь архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в день преставления святителя Варлаама.

Святейший Патриарх просил меня передать матушке игумении, сестрам, братьям, паломникам свое Патриаршее поздравление с празднованием дня памяти святителя Варлаама, епископа Суздальского, Махрищского чудотворца и свое Патриаршее благословение.

Святитель Варлаам являет собой образец послушания. Послушания не только человеку, но и Богу.

Однажды вожделев оставить мир, он ушел в монастырь и более не имел своей воли и во всем всегда исполнял только волю Божию. Живя в монастыре, он подвизался, трудился и был примером для братии. Когда Господь воздвиг его на Суздальскую кафедру, он и там трудился и право правил слово Христовой истины. И когда он вновь вернулся в монастырь, он был тем же Варлаамом, добрым иноком, добрым воином Христа Бога.

Возникает вопрос: почему ему удалось сохранить мир и в монастыре, и на служении святительском, и снова в монастыре? Только потому, что он верил в Промысел Божий.

Господь наш Иисус Христос неоднократно и во время Своей земной жизни и по явлении Своем по Воскресении говорит: «мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27). В чем же мир Христов? Мир Христов - в вере в то, что Господь прежде нашего прошения знает, что необходимо нам.

Помните, какие замечательные слова сказал Господь наш Иисус Христос: «Молящеся, не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышаны будут; не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф. 6:7–8).

И вот тогда, когда доверие в то, что прежде прошения нашего Господь подает нам все необходимое, и когда мы живем в этой вере, тогда мы не тратим свои силы на то, чтобы исполнить свою волю, мы не утомляем себя бесплодными страхами: «а что будет завтра, а как сложится наша жизнь?», - мы доверяем свою жизнь Господу, и тогда мир Христов воцаряется в сердцах наших.

Великое благо быть человеком, который поверил Господу, такой человек живет в мире и покое здесь на земле и на небе. Ибо чтобы ни случилось здесь на земле, он ничего не боится, и ни перед чем не трепещет, и не имеет другого страха, и не знает другого страха, кроме страха Божия. А страх Божий освобождает от всех других страхов.

И когда мы в этой жизни ничего и никого не боимся, кроме Бога, когда мы у Него уже ничего не просим, ибо знаем, что все потребное Господь даст нам в нужное время, то все свои силы тела, души и ума мы употребляем на то, чтобы потрудиться Господеви и, как правило, плод наш бывает обилен и произрастает сторицею. Нет другого пути в Царство Божие, нет другого пути к служению Богу, кроме как смиренное послушливое принятие благаго ига Христова и взятия его на себя. И ничего и никого в этой жизни не бояться, и ничего не искать, кроме как воли Божией.

И тогда, когда мы ищем волю Божию, только воля Божия приводит нас ко всем благам, и даже не только небесным, но и земным. Ибо когда апостол Петр вопросил Христа Спасителя: Господи, мы здесь все оставили, а что будет нам там, в том мире, в Твоем Царстве? - Господь ему сказал: и здесь вы будете иметь все потребное вам, и живот вечный наследите. Для этого необходимо иметь только одно: твердую веру, не утомлять себя страхами, бесплодными прошениями, ибо весть Господь то, что мы требуем прежде прошения нашего.

Молитвами преподобных и богоносных отец наших: Сергия, игумена Радонежского, Стефана Махрищского и святителя Варлаама, епископа Суздальского Господь да поможет нам прийти уразуметь истину и стяжать мир в душе своей, и все свои силы направить к тому, чтобы исполнить Волю Божию. Аминь.