• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
6 июля 2019 года

Собор Владимирских святых

23 июня/ 6 июля - в день Владимирской иконы Божией Матери празднуется память Собора святых земли Владимирской, к которому принадлежат прп. Стефан Махрищский и свт. Варлаам Суздальский - Махрищские чудотворцы.


В 982 году земли Северо-Восточной Руси (Залесье) вошли в состав древнего Русского государства. Через шесть лет, в 988 году, великий киевский князь Владимир поставил во главе залесских городов двух своих сыновей: Борис княжит в граде Ростове, а Глеб — в Муроме. Братья Борис и Глеб закончат земную жизнь как страстотерпцы и станут первыми прославленными святыми в истории Русской Церкви.

Первые поселения в Залесье появились на рубеже нашей эры, и принадлежали они местному финно-угорскому населению. Славянские переселенцы пришли сюда в IX веке. Это были новгородские словены, кривичи и вятичи, принесшие свой уклад жизни и свою племенную религию. Небольшая река Рпень, левый приток Клязьмы, была почитаема местными жителями: ведь на ее берегу находилась Ярилина роща — священное место, где местные язычники-славяне поклонялись своим богам. В долине реки Рпень произошло крещение местного населения. Это подтверждают захоронения 90-х годов девятого столетия, совершенные в этой местности уже по христианским традициям. 

С крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси связано основание в 990 году великим князем Владимиром на высоких берегах реки Клязьмы города, который назвали и освятили по его имени - Владимиром. Об этом есть запись в летописи от 990 года: «...пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную". 

Первыми поселенцами города Владимира стали выходцы из Киевской Руси. На них возлагал большую надежду великий князь, они поддерживали его начинания и объединение всех земель в единое древнерусское государство, способное защитить свой народ. 

«Правящая элита» язычников-славян древних Ростова и Мурома без особого энтузиазма передавала свои привилегии великому князю и всячески противилась его «реформам». 

Будущее показало, что для города Владимира равноапостольный князь очень удачно выбрал место расположения: на высоком берегу Клязьмы, в живописном природном окружении. Его силуэт очень напоминал древний Киев.

Доминантой города стал построенный по указанию святого Владимира великолепный собор Успения Божией Матери. Его срубили из огромных дубов, и величественный храм, покрытый тесом, удивляя всех своим величием, простоял почти двести лет; только в середине XII века его мощные деревянные стены заменили белокаменными.

«Дороги прямоезжей» из Киева в Залесье до XII века, по-видимому, не было, и полноводные спокойные реки в те годы были единственными «транспортными магистралями», соединяющими поселения и связывавшими столицу Руси с Залесьем.

Главный торговый путь проходил по Клязьме на восток, к Волжской Болгарии и всем землям Поволжья. В западные пределы можно было попасть, поднимаясь к истокам Оки. На северо-запад водный путь по Клязьме через реку Нерль приводил к озеру Неро у Ростова Великого, а дальше по верхнему течению Волги и многочисленным притокам шел к Великому Новгороду и Ладоге.


Основателем Владимиро-Суздальской епархии стал святитель Феодор, «родом грек». Из летописи мы узнаем, что в 991 году «прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольские капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение». 

При епископе Феодоре на Владимиро-Суздальской земле начинается строительство храмов и создаются монастыри - центры духовной жизни и просвещения. 


В 1108 году князь Владимир Мономах возводит вокруг Владимира новые мощные крепостные стены. 

В середине XII века Владимир-на-Клязьме становится важнейшим торговым экономическим и культурным центром Руси, и благоверный князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, переносит сюда свою столицу.

По пути в Ростов, куда князь держал путь, было ему явление Пресвятой Богородицы, которая указала, что Ее икона, переносимая Андреем из Киева, должна находиться во Владимире.

Князь исполняет волю Пречистой и в 1158 году, для великой русской святыни — Владимирской иконы Божией Матери — начинает строить кафедральный Успенский собор, вмещавший две тысячи человек.  Для его строительства «Бог привел мастеров из всех земель» — так сообщает летописец. На стенах Успенского собора впервые появилась белокаменная резьба древнерусских храмов.

Восхищенный летописец пишет: «Князь Андрей украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценным камнями и жемчугом, были многочисленны."

Особенно поражало современников сочетание красоты архитектуры с изысканностью убранства.

На протяжении последующих веков собор во Владимире несколько раз приходилось заново расписывать после пожаров. В 1408 году соборные фрески восстанавливали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный «со товарищи». 

Златоглавый Успенский собор, выполненный в лучших традициях древнерусского зодчества, стал в XV веке образцом при строительстве одноименного храма в Московском Кремле. 


В 1164 году были построена Золотые ворота — крепостная башня, в то же время выполнявшая роль парадного въезда в самую богатую княжеско-боярскую часть города, это была триумфальная арка увенчанная главкой белокаменного надвратного храма в честь Положения риз Богоматери. Они напоминали Золотые ворота Царьграда (Константинополя). Князь Андрей Боголюбский стремился поднять значение новой столицы и показывал ее равноправие с самим «восточным Римом» Царь-градом. 


В 1160 году князь Андрей, стремясь поднять престиж Владимирских земель, попытался основать самостоятельную, независимую от Киева Владимирскую митрополию, но патриарх Лука Хрисоверг в Константинополе, пользуясь своей властью, не допустил этого. 

Официально самостоятельная епархия с центром в Суздале была учреждена в 1214 году во время правления святого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. Тогда епархию выделили из состава Ростовской епархии.

Первым епископом новой Суздальской и Владимирской епархии стал святитель Симон (+ 1226), постриженник Киево-Печерской Лавры, ставший известным благодаря написанным им восьми рассказам о печерских иноках, которые положили начало Киево-Печерскому патерику — «сборнику жизнеописаний святых угодников Божиих».  

При епископе Симоне епархия с 1215 года стала называться Владимирская и Суздальская. Тогда во Владимиро-Суздальском княжестве насчитывалось 23 монашеских обители. Самые известные и богатые монастыри находились в главных городах — Суздале и Владимире, а наиболее значимым среди всех монастырей на Руси был Рождественский монастырь во Владимире. 


В 1238 году, при святителе Митрофане стольный Владимир был взят приступом войсками хана Батыя. Город был разграблен, многие защитники погибли или были уведены в полон.

Священномученик Митрофан и великокняжеская семья заживо были сожжены в стенах Успенского собора.

Вот как описывает это событие историк М. В. Толстой:

"В мясопустное воскресенье 7 февраля, вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьёй и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли иноческое пострижение от епископа Митрофана, исповедались, причастились Святых Таин и приготовились к смерти.

Татары завладели городом и, придя ко храму, в котором находился епископ Митрофан с людьми, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих», затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских.

Святой князь Владимирский Юрий Всеволодович в это время собирал войска для отпора татарам на реке Сити, где погиб в битве 4 марта того же года.

При страшном разорении города, милостью Пресвятой Богородицы сохранилась невредимой чудотворная Владимирская икона - Пречистая не отняла свой покров от русского народа посреди всеобщего бедствия.


В 1252 году великим князем Владимирским стал национальный герой русской земли Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей, обезопасивший западные границы Руси от экспансии католических орденов.

Трудно переоценить заслуги святого князя в его стремлении укрепить израненную Русь. Он правил в 1252-1263 годы и предотвратил новое татаро-монгольское нашествие на страну. Получив в Орде ярлык на Владимирское княжение, святой Александр Невский своей мудрой политикой ослаблял тяготы ига. 

Последние годы своей жизни благоверный князь провел во Владимире и был похоронен с почестями в древнем Рождественском монастыре. Большинство членов его семьи похоронены во владимирских храмах: в Успенском соборе погребен его отец Ярослав Всеволодович, в соборе Княгинина монастыря — первая жена князя Александра, вторая супруга Васса и дочь Евдокия.


В последующие годы митрополиты Киевские и всея Руси довольно часто бывали во Владимире и подолгу задерживались в городе. Первым Киевским митрополитом, навсегда покинувшим разоренный набегами кочевников Киев и переселившимся во Владимир-на-Клязьме в 1299 году, стал святитель Максим, погребенный в 1305 году в Успенском соборе. 

Его преемник святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, предсказав ее возвышение как центра русских земель.

На протяжении XII-XIV веков Залесская Русь, земли между Волгой и Окой  стали местом сохранения общерусских ценностей, религиозного и культурного наследия и формирования великорусской народности.

Время расцвета Владимиро-Суздальской Руси стало связующим звеном между Древней Киевской Русью и Русью Московской, важной вехой в истории становления русского государства. 


Празд­но­ва­ние со­бо­ра свя­тых, в зем­ле Вла­ди­мир­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но в 1982 го­ду по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го и Суз­даль­ско­го Се­ра­пи­о­на (Фа­де­е­ва) и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на.

Да­та 23 июня/ 6 июля бы­ла при­уро­че­на к празд­но­ва­нию Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в вос­по­ми­на­ние спа­се­ния Моск­вы в 1480 го­ду.



По материалам из открытых источников