• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
28 апреля 2019 года

Святое Воскресение поем и славим

Церковь не объясняет Воскресение, но поет о нем, проповедует и празднует его.

“Христос Воскресе!” – в этот период эти слова на устах у всех верующих.

“Христос Воскресе!” – на тысячи тонов поем мы в церкви.

“Христос Воскресе!” – слышится повсюду, и все вокруг отвечают: “Воистину Воскресе Господь!”

Первый и величайший еврейский праздник Пасхи праздновался каждый год в марте, чтобы народ помнил исход Израиля из Египта и чудесный переход через Красное море. Это праздник перехода. Еврейское слово “пасха” означает “переход”, “проход” через море и освобождение народа под руководством Моисея.

Первый и величайший праздник нашей Церкви – это новая Пасха. Эта Пасха отныне не связана с переходом из Египта в Палестину, но олицетворяет переход от смерти к жизни, от земли к небу, как мы слышим об этом в одном из тропарей праздничного канона: “От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе”.

Сейчас не Моисей ударил жезлом в море, проложив путь своему народу, но Иисус Христос своим Воскресением привел нас от смерти к жизни. Поэтому величайшим праздником нашей Церкви является “Воскресения день”. Евреи после перехода через море воспели: “Поем Господеви, славно бо прославися”. Христиане призваны ныне просветиться в Церкви: “Воскресения день, просветимся людие”, чтобы просвещенными и исполненными радости праздновать день Воскресения.

Отныне все наполнено светом, поэтому день Воскресения, “новая Пасха”, называется светлой, то есть праздником, источающим свет. Сейчас, в эти весенние дни, Бог своим Воскресением дарует свет материальному творению, и весь мир возрождается и обновляется. Этот свет Воскресения, дарованный Христом, просветил небо, землю и преисподнюю. Ибо Христос спустился и во ад, подарив жизнь все умершим: “И сущим во гробех живот даровав”.

Одним из самых поэтичных тропарей канона Воскресения, нашей песни воскресных дней, является тот, где святой песнопевец Иоанн Дамаскин описывает реальность материального и духовного света, в котором купается этот великий праздник: “Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя”. Сейчас, с Воскресением Христа, все вокруг исполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя, где до этого царствовала лишь тьма.

Пасха не является праздником одного дня, недели и сорока дней до Вознесения. Этот праздник распространяется на весь церковный год и на всю нашу жизнь. На протяжении всего года каждое воскресенье мы празднуем Воскресение Господа со словами: “Воскресение Христово видевше”. И всякий раз при служении Божественной литургии мы “совершаем Пасху”, как говорит об этом святой Иоанн Златоуст.

Пасха и празднование Воскресения каждый день происходят на Божественной литургии, где на святом престоле приносится в жертву, погребается и воскресает Агнец Божий.

Но все вышеперечисленное невозможно высказать и выразить словами. Поэтому в этот праздник мы не должны ничего говорить, а лишь позволить свету и радости Божьей войти в нас, открыть наши уста и воспеть святое Воскресение.

Печально, что в наши дни дети не учат и не хотят петь церковные песнопения, чьи слова и музыка несравненно лучше, нежели тексты и музыкальное сопровождение тех постыдных песен, которые сейчас поют и дети, и взрослые и которые мы ежедневно слушаем в своих домах по радио и телевизору.

Однако оставим их, потому что сейчас являются предметом нашего разговора не они, а песнопения Церкви – наилучший язык, с помощью которого мы можем выразить нашу веру.

Вера – самое глубокое из человеческих чувств. Что бы ни говорили, неверующих людей не бывает. Все, что человек чувствует и переживает внутри себя, невозможно выразить словами. Чем больше человек начинает чувствовать и переживать, тем сложнее ему понять все логически: его разум это не вмещает. Сердце обладает собственным языком, отличным от языка разума. Язык этот – песня. Каждый человек через песню может выразить свои самые лучшие качества.

Поэтому и в Церкви есть свои собственные святые песнопения, превращающие веру и заповеди Божьи в тропари и псалмы. “Уставы Твои были песнями моими” (Пс. 118:54) – сказано в псалме. Имеется в виду, что Божественные заповеди в сердце и на устах верующего становятся вечным псалмопением. Таким образом, и Воскресение Господа Церковь не объясняет, ибо чудо превосходит всякое объяснение, но проповедует его и поет о нем.

Самым прекрасным святым песнопением периода празднования “новой Пасхи” является канон святого Иоанна Дамаскина “Воскресения день, просветимся людие…” Заимствуя первые слова канона, равно как и многие другие, из сочинений Григория Богослова, святой поэт создает одно из величайших произведений церковной поэзии, которое он сам положил на чистейшую византийскую музыку.

На этом, сказав достаточно, мы остановимся и “веселимся божественно”: будем радоваться и ликовать, и пусть душа наша исполнится этой Божественной радостью.

Воскресение Христово – величайшее чудо нашей веры и замечательное историческое событие. На этом чуде зиждется наша Церковь и мы – народ Божий. Видя, как сбылись все пророчества Ветхого Завета, возрадуемся, подобно царю Давиду, который, исполненный счастья, пел и танцевал со своими детьми на дороге. Он радовался возращению в Иерусалим ковчега завета. Мы же – Воскресению Христа, всемогущего Бога. “Христос воскресе!”, братья. Аминь.



≈ Митрополит Сервий и Козани Дионисий Псарианос

в сокращении

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

использованы фотографии протоиерея Игоря Пчелинцева