• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
15 января 2020 года

Преподобный Серафим Саровский

2/15 января Церковь празднует день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.


Празднуемый нами сегодня благостный старец преподобный отец наш Серафим, Саровский чудотворец, является одним из самых близких нам святым. Он жил в России, и не очень давно — всего сто тридцать лет назад. Мне в детстве приходилось слушать рассказы людей, лично знавших старца Серафима. Он был современником таких широко известных людей, как Пушкин и Гоголь. Жизнь Преподобного мы хорошо знаем во всех ее деталях.

Детство угодника, названного родителями Прохором, протекало в городе Курске. Его отец был строителем и ныне существующего курского собора. Во время постройки этого собора явно проявилась особая милость Божия к Прохору. Играя на лесах воздвигаемого собора, мальчик оступился и упал с большой высоты. Все думали, что найдут у подножия постройки бездыханное тело, но, к великому удивлению и радости, ребенок остался совершенно невредимым.

Хочется остановиться на одной стороне жизни преподобного Серафима. Это то, что теперь часто называют «серафимовским богословием». Простой старец-подвижник, не проходивший в учебном заведении курса богословских наук, оставил после себя и устные, и письменные заветы, преисполненные глубоких богословских истин, оставил после себя науку, и изложенную в теории, и пройденную им самим в жизни, которую можно назвать «стяжание Святого Духа».

Преподобный говорил, что стяжание Святого Духа — это цель жизни христианина и все христианское делание сводится к этому. «Стяжи дух мирен — и тысячи около тебя спасутся», — говорил он. Уча других, преподобный Серафим всю свою жизнь посвятил стяжанию Святого Духа, и поделился Им со всеми людьми, и спас около себя многих.

Но достигнуть этого было делом непростым и нелегким. Преподобный не остановился перед многочисленными подвигами. Например, тысячу дней и тысячу ночей провел он в одиночестве, стоя на камне в пламенной молитве. Пусть людям легкомысленным и недальнозорким это кажется потерей времени, но это не было эгоистическим стремлением в одиночестве спасти одного себя. Именно этот его подвиг был деланием социальным, то есть таким, от которого пользу имело все человечество.

Богачи, как последние нищие, приходили к убогому старцу, прося у него подаяния — мира душевного. Ученые и мудрецы, не нашедшие в науке ответа на свои вопросы, спрашивали у него, и этот неученый и простой монах давал им советы, и они возвращались умиротворенные, получив от него частицу Духа Божия, который несет в себе всякую истину.

Христос сказал: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Находясь в Духе, преподобный и весь мир видел в Боге, в каждом человеке видел образ и подобие Божие. Приветствуя каждого приходящего, он говорил: «Радость моя!» — и это не было заученной фразой, не было пустым звукам. Действительно, общаясь со всяким человеком, он ощущал эту радость, так как каждый посетитель был для него посланником Божиим, его братом. Он обладал удивительной способностью в каждом человеке видеть хорошие, светлые стороны, которых не могли затмить недостатки. Как-то ему сказали: «Как плохо сегодня пели в церкви!» «Разве? — ответил он. — А мне казалось, что я слышу пение ангелов!» Он сам был в молитве так близок Богу, что и в пении воспринимал только хорошее, то, что приближало его к Господу, и ошибки певчих не мешали ему лицезреть Спасителя, не угашали Духа, которым он жил.

Эта удивительная черта объясняет многое в нашей собственной жизни.

Однажды в разговоре со своим учеником, образованным и состоятельным помещиком Н. А. Мотовиловым, очень почитавшим старца, преподобный сам разъяснил ему, как может человек быть «в Духе». В это время они оба гуляли в лесу, дело было зимой, и вокруг них стояли запорошенные снегом деревья. «Посмотрите на меня, ваше боголюбие, — сказал старец. — Что вы видите?» — «Я вижу вас как среди солнца и не могу выдержать этот свет. Из глаз ваших как молнии сыпятся». — «А что вы чувствуете?» — «Необыкновенно хорошо, такая тишина и мир в душе, что и выразить словами не могу». — «Что же вы чувствуете еще?» — «Теплоту необыкновенную». — «Как теплоту? Ведь зима на дворе и под ногами снег, да и на нас с вами с неба более вершка снега насыпало. Какая же тут может быть теплота?. — И батюшка, улыбнувшись, сказал: Знаю все это, и я тоже все это чувствую, это потому, что мы с вами оба в Духе сейчас, а если бы вы не были в Нем, то и меня таким видеть не могли бы».

В этой чрезвычайно интересной и поучительной беседе мы задержим наше внимание на одной истине. Человек видит в другом человеке то, что характерно для его собственного состояния. Поэтому праведник видит в других хорошее, а грешнику недоступны эти переживания, и он видит мир в самом дурном аспекте.

Позволю себе привести пример. Каждый из нас знает, что от качества радиоприемника, от того, на какую волну он настроен, зависит то, ЧТО человек слышит. В одной и той же комнате, в одних и тех же условиях можно услышать и гениальную музыку, и вой взбесившегося джаза. Если аппарат ваш чуткий и хорошо настроенный, то он будет питать вас возвышающими душу звуками, а если его плохо настроить или же он будет порочен, то и вы услышите звуки, только раздражающие вас, услышите только ложь, зло и пагубу. Так и душа человеческая: когда и ней мир, то и вокруг себя человек ощущает мир. Все люди кажутся нам хорошими, каждый человек — родной и близкий, встреча с ним — для нас РАДОСТЬ. И это не только потому, что судьба нас сводит с такими людьми, но главным образом потому, что мы сами в этот момент находимся в мире и Духе Божием. И общение с нами становится радостью для людей, они идут к нам за утешением, за советом, за любовью.

Но вот по ряду причин мы потеряли внутри себя мир, и что же? Все вокруг нас как будто изменилось. Небо заволокло тучами, все нас раздражает, люди повернулись к нам своими грехами и ошибками. Мы сами делаемся для окружающих не источником мира, любви и радости, а тяжелым крестом, бременем и обузой.

Братья и сестры! Загляните внутрь себя, и вы увидите разные состояния своего сердца, по-разному окрашивающие жизнь, создающие вокруг вас то мир и радость, то вражду и ненависть. Вы вспомните людей, общение с которыми — радость и обогащение духовное. Вспомните и других, вокруг которых пустота, потому что душа их пуста для мира и любви.

Каждый из нас может быть для мира радостью и примером, но и каждый из нас может своим внутренним состоянием нарушить мир в мире. Тот мир, а котором Христос сказал нам: мир Мой даю вам (Ин.14, 27).

Дать миру мир может только тот, кто имеет этот мир в своем сердце. И чтобы дать миру братство и любовь, надо иметь все это в своем сердце. Чтобы стать светом для человеков, надо постоянно и напряженно бороться с самим собой, бороться со своими ошибками и недостатками, и отсюда мы должны начинать всякие усилия для создания мира на земле.

Братья и сестры! Слушайте завет праведного отца нашего Серафима! Стяжите дух мирен — и тысячи около вас спасутся. Аминь.



≈ протоиерей Борис Старк

Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля, 15 января, 1965 г.