• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
16 сентября 2018 года

Они оставляют мир, чтобы понять смысл веры...

– Отец Илий, нас спрашивают, где сегодня искать духовное руководство, если в монастыре нет настоящих духовников? 

– Прежде всего, надо сказать, что у нас потеряна эстафета, когда последовательно, целыми столетиями передавалась из одного поколения монашества и духовного руководства другому поколению, как через высокодуховнхых светских лиц, так и духовных лиц монашествующих , которые были просто-напросто святыми людьми. За восемьдесят лет советского режима это было прервано. И потому у нас сегодня вот это печальное явление. Но мы не лишены возможности получать духовное руководство. 

Что Господь говорит в Новом Завете юноше, который спрашивает, что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную? Ответ Господа: что пишется в Законе Божьем, в Декалоге пророка Моисея? Возлюби Господа всем сердцем, помышлением, и всею душою, и всею крепостию, и возлюбить ближнего, как самого себя. И дальше говорится про попавшего в беду путешественника в Иерусалим. 

Что такое любовь к Богу? Это – вера крепкая, исполнение воли Божьей. Если сын исполняет волю отца и матери – достаточно благоразумных, не лишенных ума, – он любит своих родителей. Так и исполняя волю, то есть Закон Божий, в котором поставлено – любить, молиться, жить нравственно. Как бы ты хотел, чтобы с тобой поступали, поступай с другими. Чего не хочешь себе, не делай того другому. Весь Новый Завет достаточно твердо нам говорит о том, как мы можем спастись. 

У нас огромная патристическая литература – от IV века и прошлых веков до нашей российской литературы. У нас, пожалуйста, один только Игнатий Брянчанинов в своих трудах дает целый академический курс. Книги свт.Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и множество еще литературы. Если мы сможем из отечественной литературы хотя бы какой-то маленький процент прочитать, освоить, внять, то это будет уже достаточно для нашего пути в духовном развитии. 

Монастырская жизнь ничем догматически не отличается от обычного христианского пути спасения. Догматы, которые даны нам Православной Церковью, те же самые, по которым любой человек должен спасаться. Монастырская жизнь отличается, по сути, только порядком – в монастырях главное внимание обращено на то, чтобы исполнять идеал христианской жизни, христианского спасения. 

Если в миру человек занят прежде всего заботой о семье, озабочен общественной жизнью, социальным служением и другими работами, то в монастыре человек в основном занят тем, чтобы обеспечить жизнь монастырскую, чтобы совершался уставной порядок жизни в монастыре. Это громадное наследие – почти двухтысячелетний устав нашей Православной Церкви, порядок монастыря. Также монах занят обеспечением необходимого материального уровня, минимума жизни, который должен быть в монастырях. 

В наше время, как и в прошлые века в России, монастыри привлекали множество паломников, верующих людей, жаждущих пользы для души, спасения. Поэтому, конечно, монашествующие священнослужители заняты обеспечением исповеди и обеспечением нужд людей, приходящих в монастырь. Это накладывает свой отпечаток, это мешает, но это то, что отвечает на вторую сторону заповеди, в которой Господь сказал: возлюби ближнего, как самого себя. 

В женских монастырях то же самое. Женские обители привлекают многих паломников. Надо сказать, что женские монастыри всегда внешне выглядели как-то аккуратней, чем мужские. Женщины – служители очага в доме, и в семье, и в церкви всегда больше внимания уделяют чистоте, опрятности. Поэтому они тоже очень много заняты работой. Но это нисколько не вредит пути спасения человека, пришедшего в женский монастырь. 

Конечно, много зависит от игумений, их опытности, их понятий, духовного уровня. Бывает, поступают жалобы, что не под силу служение, не под силу физически. Пришедшие в женский монастырь хотят больше бывать на службе, больше молиться. А игуменья и благочинные подвергают их такому физическому труду. 

Иногда бывает, что игуменьи превышают свои полномочия, больше из-за недостаточной опытности, недостаточного духовного своего уровня. Поэтому получается обида у пришедших в обитель. 

Конечно, если насельницы пришли, чтобы послужить Господу, послужить спасению души, здесь нужно терпение. Господь всегда покроет, поможет и вразумит и начальствующих в женских обителях, поможет и тем, которые терпят обиды, терпят некоторые стеснения. 

Недостаточный порядок в обители терпение, вера, молитва покроют, если кто действительно пришел туда для спасения, послужить Господу и Пречистой Божьей Матери, спасению души своей. 


– Батюшка, о монахах говорят, что они – любимые дети Господа. Или так говорят сами монахи? Ведь Господь любит всех, даже тех, кто далек от веры и Церкви. Для чего люди становятся монахами? 

– Монашество, как само христианство, существует 2000 лет. Христианство есть основа нашей жизни, а неуходящий авангард христианской веры, ее костяк, конечно же, составляет монашество. Монашество заключает в себе осуществление идеала веры, а Господь, как ее основоположник, является и основоположником монашества. Спаситель, Который называл Себя Сыном Человеческим и был истинным Человеком, не имел семьи и естественно указал нам: чтобы реализовать веру, надо во всем подражать Христу. Без подражания Христу мы не сможем показать чистоту вероисповедания. Первые мученики за Христа не пожалели жизни, отдав ее за веру, за то, что Господь положил в основу смысла всего сущего. 

Монахи, живущие в монастырях, с первых веков христианства, являют собой пример для подражания. Они оставляют мир, чтобы понять сущность христианской жизни и смысл нашей веры. Монашеский ритм сохраняет христианскую жизнь как основу. Люди встают на монашеский путь, пренебрегая радостью мира, свидетельствуя, что необязательно собирание сокровищ, упоение земным счастьем, семейные утехи, все, чего зачастую требует человеческая натура. 

Жизнь человека не оканчивается лопухом на могильном холме. Она продолжается и после смерти. Есть душа, и человек не является неким примитивным устройством, он - высшее творение Божие. И даже если бы он был просто сцеплением атомов и молекул, то без души не был бы человеком. Человек имеет тело и душу, и эти две жизненные субстанции наделены собственными силами. Человеку также были даны разум и свобода. Имея свободу, человек отступил, не смог удержаться в райском состоянии. Но через страдание Спасителя, через победу Бога над диаволом он получил возможность снова вернуться к жизни вечной. На основе свободы и разума осуществление вечного естественным образом доступно не только монашествующим, но и вообще всем людям. Монашество в глобальном смысле составляет сравнительно небольшую часть человечества. 

Церковь прославляет не только тех, кто живет в монастырях. В миру тоже есть люди, которые живут целомудренно и свято. Но есть и те, кто без всякого рассуждения оставляют даже само желание понимать смысл. Эти люди не думают, есть ли основания не признавать веру и жизнь вечную. Наверное, есть и на это основания, но гораздо больше оснований для того, чтобы признать, что вечная жизнь есть. Из притчи о Богаче и Лазаре мы знаем, что Богач, находясь в страшном состоянии, просил Господа послать Авраама к своим родным, чтобы сказать им, что есть иной, загробный мир. Но Господь ответил, что на земле достаточно свидетельств, оставленных пророками, но люди не верят, не хотят задумываться об этом. Господь воскрес и явил Свои чудеса, воскресли мертвые и явились многим, но если человек не хочет веровать, чем можно ему помочь? 


– Часто приходится слышать, что поскольку монашеская традиция в России была прервана, нам надо перенимать опыт у Церквей, которые не подвергались разорению. Применим ли у нас этот опыт? 

– Как институт монашество за время своего существования создало свою структуру, свой образ жизни. На Руси было около 1000 монастырей. Конечно, желательно иметь образ, дух древнего монашества, которое остается для нас примером. Но сейчас очень важно возродить российское монашество, воссоздать образ который имела Россия до революции. 

Монастыри Руси не только снаружи были прекрасны. Множество людей обретали в обителях приют и утешение для своих душ. Те, кто по каким-то причинам не мог устроиться в жизни, тоже находили пристанище в монастырях. Но как революция шла бандитским путем, поправ все законы человеческого общежития, разума и воли, так и разрушение монастырей, храмов, убийства без суда и следствия верующих, особенно священства, не имели под собой законных оснований. Во многих областях России были расстреляны и замучены в лагерях сотни тысяч монашествующих. Перед войной целая пятилетка была посвящена уничтожению Церкви. Эту же задачу после войны хотел осуществить Хрущев, да и не только он, а и вообще коммунисты. Ирония судьбы состоит в том, и для нас это абсолютно ясно, что это было задачей диавола. 

Варварское разорение монастырей происходило нечеловеческим, неразумным путем. А после разрушения они представляли собой только плач, стон и горе. Даже здания зачастую не использовались теми, кем были отобраны у Церкви. Многие храмы напоминали разрушенные войной города. Как, например, город Орел на моей родине, или город Великие Луки, в котором не осталось ни одного здания после бомбежки и после того, как город переходил из рук в руки. Ясно, что все это происходило не без участия вражьих сил, и все это – следы диавола, который борется против Бога. Легионы своих слуг диавол поставил на то, чтобы разорить Россию, а Россию надо было разорить, чтобы разорить церкви и монастыри. Но надо признать, что веру не удалось разрушить. 


– В эпоху информационных технологий монашество переживает необычный период. События монастырской жизни освещает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству. Надо ли, на Ваш взгляд, уделять так много внимания проблемам монашества в средствах массовой информации? 

– Ну, а как же? Спасителя называют Логос, что означает Слово (от греч. – "смысл", "понятие"). Бог в Лице Спасителя говорит о Себе правду, Он говорит, каким должен быть смысл жизни человека. Господь дал людям разум и никого не принуждает ко спасению. На заре существования человечества, в раю, Господь мог запретить людям пасть, не дать им возможности послушать диавола. Но тогда это нужно было бы запретить воле человека. Первым искушением Адама была его свобода – свобода выбирать между добром и злом. Отнять свободу, значит оставить человека в состоянии принуждения, отсутствия свободы. Но Господь дает нам возможность вернуть свое счастье, вернуть рай. Спасение происходит через веру в Бога Слово. С помощью слов человек общается в семье, с другими людьми. Слово Логос нашло отражение в науке. С помощью слов мы свидетельствуем о своей вере. Во время гонений за слово евангельской проповеди ссылали на Соловки и в другие лагеря, уничтожали книги. Бог дал человеку свободу, а диавол запрещает ему говорить. 

Христианская миссия должна быть свободной и отражать достоинство человека, наделенного разумной волей. Человек должен говорить правду, а правда за нами, за христианской верой. Все, что есть в нашем распоряжении – радио, телевидение, интернет – все это Господь дал нам для того, чтобы человек получил возможность в широком смысле осуществлять свое спасение. Так что наша миссия, миссия христианской веры необходима. 

/По материалам сайтов monasterium.ru и www.pravmir.ru/

источник: "Иное житие"