• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
5 июня 2016 года

Неделя 6-я по Пасхе о слепом. О празднике. Проповедь дня.

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).

Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (…) Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!

Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).

В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне.

foma.ru

Слово в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Ин. 9, 39

Христос воскресе!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Никакое чудо, никакое знамение, даже Откровение Божие не просветит того, кто превозносится над другими, считая зрячим лишь собственный немощной рассудок. Вот, свершил Иисус неслыханное дело – исцелил человека, слепого от рождения. И что же? Гордецы-фарисеи не только не уверовали в Того, Кто есть свет миру (Ин. 9, 5), но и укрепились в своем противлении Сыну Божию. Они осудили прозревшего слепорожденного и дерзнули произнести суд на Спасителя: Мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин. 9, 24). Фарисеи мнили себя провидцами, поводырями слепой, по их мнению, народной массы. Но сбылось им по слову Господню: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9, 41).

На протяжении всей человеческой истории самопревозносящийся земной рассудок уводил народы во все более непроглядную тьму. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1). И ныне мы видим, к какой пропасти подвели наше отечество гордецы, пытавшиеся подменить братолюбие классовой борьбой, праведность экономикой, Божий Промысл бездушным «прогрессом», а веру в Господа Вседержителя верой в самовластие мертвой материи, уже опровергнутую современной наукой, но и поныне гнездящуюся в непросвещенных умах.

Достойна глубокого сострадания участь человека, лишенного зрения. Он живет во мраке, постигая мир лишь на ощупь, и не видит ни лазурного неба, ни яркого солнца. Однако никому из таких людей не придет в голову убеждать других, что в мире нет ни солнца, ни неба. Куда прискорбнее состояние духовных слепцов, которые не только сами впали в безбожие, но и пытаются заразить своей слепотой все человечество.

На заре нынешнего столетия святому праведному Иоанну Кронштадтскому было ниспослано видение о судьбах русского народа: «Вот я вижу массу людей, они идут страшно измученные жаждой, во лбу звезды. Они увидели нас и громко кричали: “Святые отцы, помолитесь за нас. Очень тяжело нам, а мы сами не можем. Отцы и матери не учили нас закону Божию. Даже имени Христова нет у нас, мы не получили мира, Духа Святого и отвергли крестное знамение!” И заплакали».

Увы, братья и сестры возлюбленные, участи евангельского слепорожденного подобен духовный удел большинства нашей молодежи. Эти юноши и девушки не виноваты в том, что их разум с детских лет отравляли ядом ложных измышлений, что они не знают ни Христова учения, ни церковных обрядов.

Ныне вновь стала возможна открытая проповедь слова Божия, на духовном горизонте многострадального народа разгорается свет Христов. Но не дремлет и извечный враг рода человеческого – диавол, воздвигающий новые изощренные препоны на пути к духовному возрождению.

В обращении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с тревогой говорится: «Наше общество с беспечной неосмотрительностью попирает нормы морали. Безнравственное поведение в экономике, политике, человеческих взаимоотношениях стало входить в привычку. Пропаганда эротизма и порнографии, эксплуатирующая человеческие инстинкты в коммерческих и идеологических целях, разрушает личностью, семью и общество».

А тем, чьи души не удовлетворяются стяжательством и низменными удовольствиями, предлагается вместо хлеба истинной веры камень ложной духовности. «В царстве слепых и кривой – король», – гласит пословица.

И вот, заигрывают с являющимися под личиной «инопланетян» бесами псевдоученые – уфологи, экстрасенсы популяризируют черную магию, кришнаиты славят язычество, протестантские секты активно вербуют прозелитов своих холодных рассудочных верований. Человеку недостаточно просвещенному очень трудно прорваться сквозь все эти сети к истинному Богопознанию.

И все же радостно видеть, как, невзирая на подобные соблазны, люди во множестве принимают Святое Крещение, как стекается в православные храмы молодежь. Встречать тех, кто ныне приходит к нам, мы должны святой христианской любовью, облекшись в смирение и терпение. К несчастью, некоторые из нас позволяют себе вместо любовного поучения резко укорять нецерковных людей в том, что они не знают обрядов, не умеют вести себя в храме. Такие прихожане уподобляются фарисеям, говорившим слепорожденному: во грехах ты весь родился (Ин. 9, 34), и сами впадают в страшный грех – отталкивают от Господа стремящиеся к Нему души.

Нет, не превозноситься святой православной верой должны мы: это – Божий дар. Собственные души должны мы исследовать, свои грехи оплакивать, самих себя укорять в том, что так трудно и медленно вершится духовное просвещение наше и народа нашего.

Спаситель сказал о слепорожденном: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтоб на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Будем же молиться, будем уповать, что явится чудо Божие над воспитанным в безверии молодым поколением нашим, что прозреет оно, что явит Господь эту милость Церкви Российской.

Дорогие о Господе братья и сестры!

«Верой мы усматриваем духовное небо – учение Христа», – утверждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Но поистине орлиным должен быть взор, устремленный к духовному небу, озаряющему всю вселенную Божественным светом.

Каждому известно, как нежны и ранимы телесные наши очи. Стоит попасть в глаз мельчайшей соринке – и вот уже зрение застлано пеленой. Недаром о самом дорогом для себя люди говорят, что его надо беречь как зеницу ока. Но как мы относимся к духовным очам нашим, которые стократ дороже телесных? Не сыплем ли мы на них постоянно колючий сор своих прегрешений? Так надо ли удивляться тому, что наша проповедь подчас оказывается слабой, что мы порой не в состоянии привлечь к Церкви сердца и души наших ближних?

Просвещать других может лишь тот, кто просвещен сам. Православный христианин должен прежде всего стремиться не к внешним делам, не к спорам о вере, а к тому, чтобы очистить собственную душу, сделать ее храмом, достойным вместить сияние Божественной благодати. Если хотя бы некоторые из нас сподобятся достигнуть этого, то сбудется по слову преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)