• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
25 августа 2017 года

Из духовного наследия святителя Тихона (Задонского)

26/13 августа. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

"Творения Задонского святителя – поистине богатая духовная сокровищница. В них почти каждая строка сияет красотой христианского смирения и Божественной любви. Им присуща простота, ясность, общедоступность языка, что ставит святителя Тихона в ряды лучших русских писателей. На его творениях воспитывались не только простые люди, но и лучшие иерархи Русской Церкви..."  - схиархимандрит Иоанн Маслов.

 Наставление Монашеское

    Входят в Монастырь спасаться, а не терять спасения, трудиться, а не лежать. Внимай сему, возлюбленный Монах! Все имеешь готовое, пищу, одеяние, дом и прочая. Оброку и подушного не платишь. Что же тебе более остается, как только печься о своем спасении и ближнего, и молиться Богу, как о себе, так и о всех? Дважды ты обещался Христу работать верою и правдою, при крещении и пострижении. Где ж твои ныне обеты? покажи. Самое одеяние твое и твои обеты поставятся пред тобою на страшном Суде Христовом, когда иначе живешь и поступаешь, как обещался. Богу бо лжешь, а не человекам. Тяжко сие и страшно, как сам видишь. Внимай сему, возлюбленне, и всегда поминай свои обеты, и по ним поступай и живи, да не яко лживый на суде оном осудишься. А чтобы по обетам своим тебе поступать и свято жить, чего требуют твои обеты, внимай следующим пунктам, и по тем поступай и живи.   

Первое. Бог на всяком месте есть, и всякое дело наше и помышление видит и слово слышит, и в книге своей записывает, и воздаст нам по делам нашим на Суде общем. Внимай сему и везде присутствующего Бога пред собою полагай, и Его верою и правдою и доброю совестью почитай, и крайне берегись пред очами Его худое делать и говорить и празднословить, да не прогневаешь Его и праведному Суду Его подпадешь. Пред человеком честным и земною властью стыдишься и боишься чего-либо непристойного и худого делать; кольми паче должно стыдиться и бояться пред Богом тое делать, пред которым весь мир, как ничто.

Второе. Настоятелю всякое послушание показывай.

Третие. Когда он свято живет, последуй ему, яко своему отцу; когда же иначе живет, то, что он законно повелевает, твори, а по делам его, не твори, как Христос сказал (Мф. 23:3). Только крайне берегись осудить его и оклеветать, но молись, чтобы Бог его исправил. Сие бо есть дело Христианское.

 Четвертое. Из Монастыря выходить, а паче в села и города Монаху ходить очень опасно и соблазнительно. Того ради без крайней нужды из Монастыря вон не выходи и в светские дома не входи. Иначе не тот уже возвратишься который выйдешь. Не только падают телом люди, но и сердцем и умом и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом и глазами. Внимай сему.

Пятое. Знай только Церковь и келью свою, и в другие кельи не ходи без нужды крайней, да не впадешь в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет лучше, как своей кельи держаться. В кельи не примешь, ни подашь соблазна. Она всему тебя научит, когда со страхом Божиим в ней будешь жить. В уединении и тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные мысли. Помни, что ты Монах; буди убо не только одеянием, но и вещью и делом Монах, то есть: уединенный. Монах бо Греческое имя, и значит уединеннаго.

Шестое. В Церкви стоя, стой со вниманием и помни, что ты пред Богом стоишь и молишься Ему. Сего ради по сторонам не озирайся, но прямо к Богу вперяй ум твой и сердце твое, да услышана будет твоя молитва. Внимай и читаемым молитвам и стихам.

 Седьмое. В Церкви стоя на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах. Место бо сие, а паче Алтарь святой, есть место свято. Святое же место должно свято и почитать. Берегись убо без крайней нужды на месте сем говорить. Ходишь в место сие Богу молиться, а не разговаривать.

Осьмое. Празден не буди, ибо праздность всему злу научает. Всегда убо буди в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись или будь в Богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности. Тут ему дом подметен и украшен. Берегись убо праздности, да не впадешь во всякое зло.

 Девятое. Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Не токмо молись о себе, но и о всех Христианах. Сие бо есть звание Монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия. Враг всегда на Монахов нападает. Не должно убо и нам дремать, но ему противиться и против его стоять бдением и молитвою, по увещанию Христову: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). 

 Десятое. Очень опасно Монаху с женами водиться и знаться. Того ради Монаху без нужды не должно в келью свою жен допускать, а паче дозволять им ночевать в своей кельи. Сие очень опасно, да и соблазнительно. Берегись убо Монах, да не что многим трудом собрал, в едину минуту потеряешь и сам себе погубишь. Столпы и чудотворцы падают, как видим в Историях, чего уже ожидать тростям сокрушенным? Берегись убо, возлюбленне, жены, да не сожжешься. Евва всегда имеет свой нрав; всегда прельщает.

Первоенадесять. Поминай часто смерть, Суд Христов страшный, геенну, и царствие Небесное. А паче тогда к сим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко греху искушаешься; обращай да и помощи проси у Господа. Без того бо и не сильно наше тщание.Память сих пунктов не допустит согрешить. Память геенны, говорит Святой Златоуст, не попустит впасти в геенну.

 Второенадесять. Когда злой какой помысел находит, то тотчас отгоняй его, и на помощь призывай Господа, глаголя: Господи, помози мне! Убивай младенца злого, да не возрастет и укрепится, и убиет тебе самого. Тщись всегда быть победителем, а не побежденным. Буди добрый борец и запятник, а не подданник. Господь да поможет тебе.

Третиенадесять. О людях, а паче о властях и высоких лицах берегись говорить, да не в грех осуждения и клеветы впадешь.

Четвертоенадесять. Чуждых пороков и грехов испытывать берегись. Сие бо ведет человека к осуждению и клевете. Смотри себя самого, и познавай себя, то есть: страсти и грехи свои, и их очищай покаянием и молитвою; сие испытание есть полезно Монаху, как и всякому Христианину. 

Пятоенадесять. Брата своего, то есть: другого Монаха и всякого человека, обидеть и укорить крайне берегись. Ты-де такой и такой человек, ты плут, тот и проч. Сие бо есть тяжкий грех. Помни, что и ты сам грешник, такой же, как и он; а может быть, что он и лучший тебя. К тому ж не знаешь что с ним и с тобою утро сделает. Бывает бо, что добрый развращается, а злой исправляется. Всяк падает, когда Бог его не укрепит. Без Божией помощи стоять не можем.

 Шестоенадесять. Ежели кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас, и молись о нем Богу, да и Бог ему простит; и хотя сердце твое не хочет того, ты его преклоняй к тому, и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, и плотское мудрование умертвить. Трудно сие, но требуется от Христианина; а паче от Монаха. Надобно простить ближнему, когда сам хочешь получить прощение от Бога. Оставь, и тебе оставится. Ежели ты не оставишь, то и тебе не оставится. Страшно сие, но истинно. Ибо Святое Евангелие научает так: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15)..... 

Blowjob