• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
14 июня 2019 года

Беседа перед праздником Святой Пятидесятницы. Из византийской рукописи


Среди византийских рукописей Ватиканской библиотеки имеется рукопись, представляющая собой отрывок записей некоего монаха Василия о его беседах со Старцем, имя которого до нас не дошло: либо монах Василий, записавший слова блаженной памяти Старца, полагал, что всем известно, о ком он говорит, либо имя Старца упомянуто в предыдущих записях этого инока, которые утеряны. 

Предполагается, что блаженный Старец, о котором говорит монах Василий, был известным подвижником одного из монастырей близ Константинополя и жил в начале XV века.


Некоторые главы из беседы Старца, сказанной за пять дней до праздника Святой Пятидесятницы

Итак, после Вознесения Господня во плоти и до наступления Пятидесятницы святые апостолы ожидали пришествия Святого Духа. Потому что Дух Святой еще не сошел тогда. Бесценный, драгоценный Дар Церковь еще не прияла. Тело Церкви было еще как бы неодушевленным. Дух Святой еще не пришел, чтобы оживотворить и воздвигнуть Церковь Христову; сердце Церкви еще не билось.

О, Душе Святый, прииди и вниди в сердце Церкви Сына Божия! О, Душе Святый, прииди и вниди и в наши земные храмы, и в наши сердца!

Да, брат, Дух Святой придет во храмы Божии. Блюди же, чтобы Он вошел и в твои душу и тело. Ты знаешь, что Церковь есть там, где обитает Дух Святой; без Духа же Святого нет и Церкви. Поэтому еретические сборища не есть Церковь, хотя бы внешняя их форма и напоминала Церковь; но знай: это – лишь труп без жизни. Дух Святой пребывает там, где вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое. Про такую Церковь Бог свидетельствует как о Невесте Своей и вещает ей: Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песнь Песней 4, 7).

Брат, обращусь к тебе: ты также – храм Божий, по слову божественного Павла: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (I Кор. 6,19-20), то есть принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас дорогой ценою, Кровью Своею честной, которой Он приобрел тебя для Себя. 

Итак, ты – храм Божий. Дух же Святой пребывает в тебе тогда, когда у тебя вера православная и образ жизни отвечает твоей вере. Если же ты потерпел ущерб в отношении твоей веры или согрешил иными грехами в жизни, не скорби. А лучше сказать: да, скорби, но не приходи в отчаяние, потому что Бог ведет твое неможение; плоть – немощна, снисходительно к тебе сказал о тебе твой Творец (Мф.24,41).

И земные храмы терпят ущерб и нуждаются в обновлении их, хотя бывают сделаны из камней, кирпичей, мрамора и железа, то есть элементов куда более прочных, чем твое тело, которое в результате грехопадения даже и бессмертной твоей душе передает свою немощь и многоболезненность. И если проявишь усердие, то в день Святой Пятидесятницы, во время твоей молитвы, произойдет обновление твоего храма, и благодать Святого Духа сильна и мощна сделать его снова крепким и благолепным.

Молись же, чтобы тебе никогда не перестать быть храмом Божиим и чтобы Дух Святой не только не покинул тебя, но и обновил, и укрепил, и освятил, и облаголепствовал.


Итак, в день праздника святой Пятидесятницы, когда, брат, в тот день ты будешь с благоговением и коленопреклоненно внимать молитвам, возносимым священником от лица и ради своей паствы, тогда определенно знай, О ЧЕМ тебе молиться. В этот день Святой Дух явственно, так благоуханно и божественно находится в Церкви и услышит твои молитвы.

Поэтому, брат, сосредоточься, взвесь заранее и подумай, о чем ты будешь просить Бога. Возможно, у тебя на сердце лежит много печалей, забот и горестей, и ты хочешь просить Бога разрешить все невзгоды и помочь тебе. Молись о сем. НО, первое и основное, и бесконечно более преимущественное и важное: твое прошение должно быть о том, чтобы Бог тебе дал благодать Святого Духа и исполнил им твое сердце до преизбытка, до изнеможения, то есть, иными словами, уже на земле принял тебя в Царство Небесное, дал залог и начаток будущего вечного наслаждения. Даже скажу тебе: это – то единственное и должно быть твоим прошением в этот день. Но плоть – немощна, и по немощи твоей проси у Бога, если хочешь, и о житейских твоих делах. Бог услышит, по написанному: Услышит тя Господь в день печали (Пс.19,2)

Но не забудь, ни в коем случае не забудь, что важнейшее твое прошение да будет о получении благодати Святого Духа. Знай, брат, что если ты получишь этот Дар, то ничего большего и не потребуется тебе, и ты даже и не пожелаешь, потому что дух Святой есть Сокровище, преисполненное благ.

Но как же мои нужды и тяготы? О, не волнуйся о сем: о них чудесно позаботится Господь. Доверь Ему все. Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает (Пс.54,23). Помни всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся (то есть все ваши мирские потребности) приложатся вам (Мф.6,33). Усвой эти слова и верой, и образом жизни: и в Бога верь, и Богу доверься. Знай еще и то, что Бог знает, что твоё сердце томится от житейских невзгод, и уголек любви в нем, на котором возгорается и клубится фимиам твоей молитвы и веры, может совсем потухнуть, если скорби усыпят твою духовную энергию. Бог знает, что твое сердце – маленькое, и Он хочет, чтобы оно всецело принадлежало Ему, по написанному: Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23,26).

Итак, если ты дашь Ему твое сердце, то Бог позаботится о том, чтобы оно и оставалось Его, и не допустит великим скорбям и демонам, действующим прикровенно за скорбями и возбуждающими бурю с той целью, чтобы отнять твое сердце от Бога и как бы некими устремляющимися водными потоками угасить всякую твою любовь к Богу и помыслы о вечной жизни, обессилить твою душу и привести в полное изнеможение.

Итак, брат, отдай Богу твое сердце и после сего будь беспечальным, и имей только одну заботу: чтобы сердце твое непрестанно оставалось в руках Божиих.

Таким образом, в день Святой Пятидесятницы, в день памятования Сошествия Святого Духа на Церковь, молись усердно о том, чтобы Дух Святой сошел и на тебя, а прежде этого приготовь себя молитвой и чтением святых книг.


Представь себе, что некий великий царь пришел в город, который он весьма возлюбил. И вот через глашатаев он милостиво приглашает к себе каждого гражданина этого города с позволением и даже поощрением, чтобы каждый просил у него той милости, которую пожелает. Для этого он и дает всем аудиенцию, чтобы каждый гражданин приблизился к нему и просил о том, что у него на сердце.

И вот представь себе далее: в назначенный день к сему царю, восседающему в великолепных царских одеждах на престоле, возвышенном и золотом, окруженному сановниками в великолепных придворных одеждах, пришли граждане сего города, и каждый невозбранно изложил свою просьбу. И что же?

Один просил у царя, чтобы тот дал ему некую малую сумму денег. И царь соизволил. Другой просил у царя, чтобы он повелел построить изгородь вокруг его небольшого имения, и царь на это кивнул головой. Третья, некая женщина, просила у царя, чтобы сын ее получил место при дворе, и царь, вздохнув, ответил: «Это возможно». И секретарь записывал царские милости для произведение их в действие. Некто, пожаловавшись на болезнь, просил царя послать ему своего дворцового врача, на что царь дал соизволение. Все прошения были невеликими и были исполнены царем; и царь был прискорбен.

И вот последним к царю пришел некий нищий. Он был убог и беден, но, как мог, очистил свои одежды, привел их в порядок и при всей своей бедности постарался предстать пред царем в возможном для него благолепном виде. И, припав к ногам царя и со многими слезами, он взмолился царю: «О Великий Царь, я молю тебя, чтобы ты дал мне участие в твоем царстве, в Твоем сиянии блеска и величия; и прошу тебя, дай мне обитать в твоем дворце и дай мне светлые, достойные пребывания с тобою одежды, и дай мне радость нескончаемо в вечной любви пребывать с тобою и наслаждаться лицезрением тебя, и прими меня в твои сыны».

Вокруг поднялся ропот: «Как смеет этот нищий обращаться к Царю с такими дерзкими требованиями? Царь, несомненно, накажет его». Но Царь, встав с престола, покрыл этого нищего своей порфирой и надел ему на голову золотой венец, украшенный драгоценными камнями. И сказал всем: «Этот человек поступил правильно. Я пришел сюда, чтобы оказать вам милость. А вы просили от меня вещи до такой степени маловажные, до такой степени незначительные… Что же, получите их. Ибо я - щедр и человеколюбец. А этот нищий был мудрее всех вас: он познал, что Я – истинно щедр, богат и всемогущ и для того пришел к вам, чтобы дать вам весьма, весьма великое, и он просил от меня это великое; и вот он получит это все. Я даю ему мою благодать».

Так подражай этому благоразумному нищему и проси у Царя Небесного даровать тебе эту милость: БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА.


Дух Святой всегда был, есть и будет, моли же Его снизойти к тебе, чтобы и тебе всегда быть в Его благодати.

Дух Святой есть Жизнь всего сущего, Дух Животворящий, моли же Его оживить твою душу для вечной жизни.

Дух Святой есть Огонь, моли же Его испепелить все недостойное в тебе и зажечь в тебе светильник твоего сердца вовеки, дабы никакая тьма не объяла его.

Дух Святой есть Свет, моли же Его просветить тебя, чтобы тебе воссиять, как звезда, в духовном небе Царства Божия.

Дух Святой есть Бог, моли же Его освятить тебя и дать тебе участие в Нем вовеки.

Дух Святой есть ВСЕ, моли же Его, чтобы, как Сокровище благ, Он излился в твое сердце и исполнил его до краев, до изливания, нескончаемым счастьем, чтобы тебе быть богатым вовеки.

Дух Святой есть бессмертный дух, молись, чтобы и тебе быть духом, потому что плоть и кровь немощны для того, чтобы наследовать вечную жизнь, и им надлежит чудесным образом еще в земной жизни стать духовными.

Скажи твоему сердцу: «Сердце мое, что ты делаешь здесь, на земле? Зачем томишься и не хочешь подняться выше праха? Зачем скорбишь о земных тяготах и неудачах: ведь на земле все - не похоже на Небо и его правду, а ты должно принадлежать Небу».

Дух Святой зовет тебя на Небо. О, поспеши, поспеши же откликнуться на Его зов!

Дух Святой есть Утешитель. Приди же и мысленно припади к Нему на грудь и восплачься пред Ним, скажи Ему все твои огорчения и все твои неудачи и проси, чтобы, как дитя, Он взял тебя на Свои руки, и плачь пред Ним, и не стыдись своей немощи, потому что Он – твой Отец и не устыдит тебя, не оттолкнет, а напротив, Он – единый благий, Он все поймет, утешит утешением божественным, беспредельным и не иссякающим и отрет всякую слезу от очей твоих (Откр. 7, 16, 17, 21, 4).

О, Душе Святой, даруй нам служить Тебе в духе и истине и приди, и вселися в нас! Не так жаждущая пустыня томится по капле дождевой, как наше сердце томится, ожидая Твоего Пришествия! Приди к нам, наш Боже, наше Радование, наше ВСЕ! Ты – вечный Бог, и мы – по любви Твоей – пребудем вовеки, а все остальное – лишь сон и мимотекущая река.



источник: "Размышление смиренного сердца". Издание Псково-Печерского монастыря, 2018 г.