• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
16 декабря 2018 года

Архимандрит Феофан Новоезерский

3/16 декабря - память архимандрита Феофана Новоезерского (1832 г.) 

Возрождение древних обителей в России на рубеже XVIII–XIX веков произошло благодаря привлечения в них опытных духовников – старцев. Одним из продолжателей традиции старчества, идущей от прп. Паисия (Величковского), был архимандрит Феофан Новоезерский. С его именем связан период духовного возрождения и расцвета Кирилло-Новоезерского монастыря, а также обновления ряда других старинных обителей. 


Жизнь в миру

Мирское имя архимандрита Феофана было Феодор Соколов. Он родился 12 мая 1752 годы в г. Троицке Пензенской губернии. Родители его принадлежали к дворянской семье, однако небогатой. Известно, что Феодор получил лишь первоначальное домашнее образование. Сам он очень любил читать с детства, причём исключительно книги духовного содержания. Уже к 14 годам у юноши сформировалось решение посвятить себя монашеской жизни. Сила его убедительности проявилась в том, что один сирота, сверстник Феодора, живший в их доме, под воздействием его слов сразу же удалился в Саров и был зачислен в число братии.

Однако самому Феодору пришлось немного подождать – по настоянию родителей он поступает на службу в Вотчинную коллегию в Москве. Случившаяся в 1771-м году в Москве чума забрала жизнь обоих его родителей. Поражённый этим событием, Феодор оставил свою службу и удалился в Саровскую пустынь, где уже подвизался его друг – тот самый сирота.

Поиски обители

Духовная и подвижническая жизнь в Сарове казалась Феодору не слишком суровой, ведь он искал более «жёсткой жизни», строгого наставника. Такого наставника он обрёл в лице Феодора (Ушакова), настоятеля Санаксарской пустыни, куда молодой подвижник вскоре перешёл. Здесь он нёс самые различные послушания, начиная от рубки деревьев и заканчивая мытьём полов. Долгое время мир ещё не хотел отпускать его: Феодору делали различные выгодные предложения по службе, сватали завидных невест. Однако он, напротив, удалился ещё дальше от людей и некоторое время прожил в уединённом скиту.

Тогда же он познакомился и со святителем Тихоном Задонским, который приглашал Феодора к себе в Задонск, но тот отказался. В 1774-м году в результате козней и наговоров завистников Феодор (Ушаков) Санаксарский был сослан в Соловецкий монастырь. Многие его ученики разошлись по другим монастырям. В их числе был и Феодор Соколов. Он перешёл во Введенскую Островскую пустынь возле города Покров Владимирской губернии.

Здесь духовным наставником Феодора стал отец Клеопа – настоятель монастыря. Он был постриженником Афона и духовным побратимом Паисия (Величковского), с которым они вместе учились молитвенному деланию. В это время у Феодора появляется сильное желание самому попасть на Святую Гору, чтобы лично встретиться со старцем Паисием.

Монашеский постриг

С целью посетить Афон Феодор в 1777-м году отправился вначале в Молдавию. Однако когда он пришёл в Тисманский монастырь в Молдовлахии, игумен обители уговорил Феодора остаться у них и сразу же постриг его в монахи с именем Феофан.

Игумен Феодосий также учился монашескому деланию вместе с Паисием (Величковским) у общего старца молдовлахских иноков – схимонаха Василия. Теперь он стал духовным наставником Феофана.

Однако вследствие турецких притеснений игумену с братией вскоре уже невозможно стало оставаться в обители, и они вынуждены были вернуться в Россию. В 1779-м году всю братию Тисманского монастыря определили в Молчанскую Софрониеву пустынь в Курской губернии. К этому времени Феофан был уже известен как хороший монах. Вскоре стали требовать перевести его в Петербург – в Александро-Невскую лавру.

Служение в Петербурге и Новгороде

Отец Феофан настолько не желал переезда в Петербург, что даже просил отправить его в миссию в Пекин, однако в этом ему было отказано. Он вынужден был смириться и в 1782-м году оказался в числе братии Александро-Невской лавры. Здесь отец Феофан некоторое время нёс послушание ключника. Вскоре своей грамотной распорядительностью и послушанием он обратил на себя внимание митрополита Новгородского и Петербургского Гавриила. Владыка назначил его своим келейником и доверял ему во всём. Особенно это доверие возросло после того, как митрополит узнал, что Феофан ежедневно устраивает обеды для нуждающихся.

В 1785-м году состоялось рукоположение отца Феофана в иеромонаха. Доверие митрополита Гавриила иеромонаху Феофану было столь велико, что он даже советовался с ним, кого из духоносных старцев назначить для возрождения духовной жизни во многих обителях. Благодаря ему были вызваны и назначены старцы на Валаам, в Тихвин, в Пешношский монастырь, Симонову обитель Москвы и Клопский монастырь в Новгороде. Самому Феофану пришлось отстраивать Моденский монастырь Новгородской епархии, игуменом которого он был назначен в 1791-м году. За два года своего игуменства ему удалось восстановить в обители старые, обветшавшие и построить новые здания: колокольню, трапезную. Он упорядочил богослужение и жизнь братии, число которой значительно увеличилось за это время.

Кирилло-Новоезерский монастырь

В 1793-м году игумен Феофан в ответ на просьбу жителей Белозерска был переведён игуменом в Кирилло-Новоезерский монастырь с целью возрождения обители. На тот момент монастырь находился в самом настоящем запустении: братию составляли всего 10 насельников, лишь двое из которых были монахами, богослужения совершал приезжий священник, здания обители рушились, хозяйство находилось в полном упадке.

Новоезерскому монастырю отец Феофан посвятил 30 лет своей жизни, до самой своей кончины. За это время обитель полностью преобразилась. Была восстановлена строгая иноческая жизнь (число братии к этому времени достигло 80 человек), наладилось богослужение в монастыре, что привлекло в него большое количество богомольцев. Что касается внешнего благоустройства, то можно сказать, что Новоезерский монастырь изменился до неузнаваемости. При игумене Феофане здесь был реставрирован и расширен главный собор, почти заново построены два храма и колокольня, корпус с келлиями для братии. Сам монастырь отец Феофан окружил каменной оградой, был построен мост, соединивший обитель с ближайшим островом.

При этом игумен Феофан, стараясь ничем не выделять себя из числа братии, вёл себя очень скромно: всё так же наравне с остальными он нёс все самые суровые послушания, неизменно посещал все богослужения, ходил в самой простой одежде. Такой пример действовал очень сильно на иноков и на окружающих. Слава о его трудах и подвигах быстро распространялась. Государь Александр I лично наградил отца Феофана митрой и наперсным крестом, а также позволил расширить штат монастыря. Сам же игумен Феофан славы и наград вовсе не искал: он признавался, что даже отказывался от рукоположения и звания архимандрита, но по послушанию вынужден был всё принять.

Помимо Кирилло-Новоезерского монастыря, игумен Феофан духовно окормлял Горицкую женскую обитель. Сюда он часто приезжал, беседовал с сестрами и игуменией монастыря. Последний его приезд состоялся в конце 1832 года. После этой поездки старец Феофан сильно заболел и 3/16 декабря 1832 года тихо и безболезненно перешёл в вечность. Ещё за несколько лет до этого отец Феофан составил завещание, в котором была указана вся его собственность: несколько ряс и книг.

Ещё в пору своего пребывания в Новоезерском монастыре отец Феофан прославился как опытный духовник. За советом к нему обращалась не только братия монастыря, но и мирские люди. Часто на его имя приходили письма, на каждое из которых старец старался отвечать. Много наставлений сохранилось также из переписки архимандрита Феофана с сестрами Горицкого монастыря. Часть из этих поучений мы предлагаем вашему вниманию.


«Духовные зёрна» архимандрита Феофана Новоезерского

О любви к Богу

≈ Нам должно более любить Его, чем бояться: демоны боятся. Если в нас нет любви, то мы им уподобляемся. Мы говорим: любим, а ничего не хотим за Него принять.

≈ Надобно ум свой соединять с Богом, а не в пустоте проводить жизнь свою.

≈ От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно ко Господу Богу; оттого нам всё тяжело, всё скучно; оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываем.

≈ Бога далеко искать не надобно. Он везде Сый и вся исполняяй, Он в сердце нашем.

≈ Надобно просить Господа, чтобы Он был камень краеуголен в душевном нашем строении.

≈ Говорят: кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался; так и в волнениях житейских: чем больше волнения, чем больше смущений, тем нужнее прибегать к Богу.

≈ Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет и есть вечное приобретение.

≈ Когда узрим Бога, якоже есть, тогда совершенная любовь будет! К этому надобно приуготовиться в здешней жизни, чтоб очистить душу от всех мнимых мыслей и чувств, препятствующих возрастанию в нас Божественной любви.

≈ Престолу Божию ближе предстоят те, кои не имеют никаких попечений о мирской жизни и не прилепляются любовью ни к одному человеку.

≈ Если бы мы помнили всегда, что живем в дому Божием, в тихом пристанище, и всегда имеем присутствующего с нами самого Бога и Ангела Хранителя, тогда бы и на земле-то ангельская жизнь была.

≈ Царство даёт нам Небесное, а мы не хотим и не думаем об этом, а всё заботимся о земном; а ничего не надобно возлюбить паче Бога.

≈ Более всего любите Бога и не ищите человеческой любви; когда будем любить Бога всем сердцем и душею, то и друг друга будем любить; а без любви Божией человеческая любовь будет тщетна.

≈ Когда бы вы совершенно прилепились к Господу Богу, так ещё и в здешней-то жизни блаженны были.

≈ На что нам о будущем много заботиться? Господь Бог лучше устроит о нас, нежели как мы думаем; надобно предавать себя Его святой воле.

≈ Надобно всё уступать, кроме Бога!

Об отношении к ближним

≈ Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят, а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить.

≈ Должно всех почитать за святых, а о себе думать, что недостойна, и, говоря с ними, не других винить, а себя.

≈ Не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем получить в своей жизни исправление.

≈ Когда кто оскорбит, утешать себя надобно мыслью, что Бог милостив, – и скорбь пройдет.

≈ Если будешь других осуждать, а себя лучше их ставить, то нет нам и надежды ко спасению.

≈ Пока мы все в смущении, в огорчении и слов досадных переносить не будем, до тех пор благодать Божия не вселится в сердца наши.

≈ Не надобно завидовать добрым делам других, а только свои недостатки смотреть и о них думать.

≈ От человек славы не ищи, а надобна только слава от Бога!

≈ Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, – на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение.

≈ Ежели кто оскорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худой человек...

≈ Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтоб нравы наши довести до младенческих.

≈ Иногда мы не думаем о том, кого пренебрегаем, а тот, может быть, угодил Господу больше всех. Кто может знать сердце человеческое, кроме Бога? Мы смотрим на наружность, а Бог зрит на сердце.


О смирении

≈ Нет ближайшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя во смирение.

≈ Без смирения, хотя бы и власяницу носили, хотя вериги, хотя бы какой чрезмерный пост имели, – всё не приносит никакой пользы.

≈ Христос Сын Божий не сказал: «Научитесь от Мене власяницу носить и в пропастях, вертепах жить»; а: «…яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11, 29).

≈ Себя возвышать, а всеми пренебрегать – это дело бесовское, а лучше бы Христово смирение стяжать.

≈ Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна.

≈ Смирение для нас столь велико, что может благодать Божию в душу привлещи.

≈ Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак: всё из страсти в страсть, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели: это как цепь священная.

≈ Вся важность состоит в смирении. Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду, – так в этих трудах никакой пользы нет. 

≈ На сердца смиренных Бог призирает.

≈ Немного надобно: Господи, даждь ми смирение! Одно смирение восполнит все добродетели.

≈ Смирение есть без труда спасение.

≈ «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищий, по мирскому, тот, кто имеет недостаток в потребностях житейских, а мы нищими духом признавать себя должны, потому что ничего не имеем доброго. И как нищий просит от людей милостыни, так и мы должны вопиять ко Господу: Господи, даждь ми смирение, терпение, послушание!

≈ Гордость и тщеславие никогда в спокойствии быть не могут. Кротость и смирение на небеси; гордость и тщеславие во аде.

≈ Больше всего просите смирения: кто смирен, терпелив и послушлив, тот вместо Ангела Божия.

≈ Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смириться, терпеть, иметь послушание, вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь – вот и вериги твои.

≈ Дарение небесное получают смиренные и чистые сердцем; будьте кротки и смиренны, чрез сие Спасителя нашего учение, будете спокойны.

≈ Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет – и спасения не будет; ежели терпения не будет – и спасения не будет.


О послушании

≈ Не надобно иметь своей воли: наша воля есть медная стена между Богом и человеком.

≈ Надобно повиноваться и предавать себя воле Божией, которая состоит в том, чтоб слушать, что старшие говорят, предписывают, и во всём повиноваться им, а не следовать своей воле и мыслей своих не слушать: в этом и заключается воля Божия, – исполняя её, не будет и искушений.

≈ В послушании, с неразвращенными хорошими мыслями, имеем в себе Бога, Дух Святый осеняет нашу душу. А кто в преслушании, тот уже подручен врагу, враг уже тут свою волю и творит.

≈ Где нет послушания – Бога нет, и Ангела Хранителя тут уж нет, а где послушание – тут Бог, тут Ангел.

≈ Который не имеет послушания, зиждет храмину на песке.


Об искушениях

≈ Господь Бог нас утешает, а мы всё свое творим; надобно за что-нибудь Царство Небесное получить. Ежели преодолеем скорбь какую-нибудь, вот мы и соделаемся как бы мучениками. Которые из мучеников не терпели мук, те так и пропали, а которые всё претерпели, те прославились.

≈ Если будем переносить терпеливо, без ропота, без смущения, а с благодарением всякое искушение, то душевная наша одежда просветится, и в здешней-то жизни сколько будем счастливы.

≈ Надобно скорби претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так просто приходят. Нет, Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли ещё смирения, терпения.

≈ Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного незлобия.

≈ Терпеть без смущения – благоприятная Богу жертва.

≈ Иногда случаются какие-нибудь немощи, болезни: надобно благодарить Господа. Ежели с благодарением будем терпеть, получим венец мученический.


О борьбе с грехом

≈ Мы должны благодарить Господа, что живем в спокойствии и никакого бедствия не видим, кроме собственных наших грехов; против сего зла должно все силы свои употреблять, очистить душу и тело от всякой скверны.

≈ Господа благодарите, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась.

≈ Мы сами собою ничего хорошего и угодного Господу Богу не можем сделать, а должно просить Его Божественной помощи для исправления нашей жизни, мыслей и желаний, к благоуспешному совершению начатого нами путешествия к вечному покою.

≈ Пока мы не очистимся совсем, Господь Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша очистилась от всех страстей, то есть пороков, для того, что в Царство Небесное не войдет никакая скверна.

≈ Вместо того чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, но потерянного времени не возвратим.

≈ Смертных грехов должно бояться, и убегать, и остерегаться, как-то: гордости, непокорства, тщеславия, сребролюбия. Они называются смертными потому, что ведут во дно адово.

≈ Малые грехи, которые мы поделаем в надежде на милость Божию, эти-то грехи и тяжки; если ты грешишь в разуме, то есть говоришь: я согрешу теперь и после покаюсь, то это тяжелее.


О мысленной брани

≈ С худыми мыслями везде худо; а с хорошими везде хорошо.

≈ Когда Царствия Небесного внутри нас нет, так надобно быть аду: когда кто в худых мыслях и смущении других смущает, так тут уже нет Царствия Божия.

≈ Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечёмся освящать её молитвою, – и козни его будут недействительны.

≈ Небесную мысль с нуждою приобрести можно, а дурная сама приходит, и отогнать её можно только молитвою.

≈ Беречь мысли надобно, чтобы не воображали ничего временного, по пристрастию, а паче устремлять к Богу, Свету Присносущному.

≈ К одному Богу должны прилепляться любовью и в мыслях не разлучаться с Ним; не заниматься суетою, но стараться, как можно, пробираться сквозь пристрастия и суетные воображения к чистоте мысли о едином Боге.

≈ Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая куча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог. А кто я? Комар, прах, земля.


О духовном сокровище

≈ Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он проходит, а душа наша есть и пребудет нетленна вовеки.

≈ Покуда время есть, мы можем души наши очистить: стояще во храме славы Твоея, на небеси стояти мним. Ведь это не ложно сказано, что, если коснётся благодать, то, такое нетленное сокровище получив, ничего уже внешнего не пожелаем.

≈ Стяжи чистоту душевную и телесную, тогда и будешь храм чист Богу, жилище Святого Духа!

≈ Настоящая жизнь наша есть жизнь вечная. Там наше и богатство, честь и слава.

≈ Хотя бы кто приобрел все сокровища мира, будет нищ, если душевного сокровища не будет иметь.

≈ С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; недолго жить здесь в гостях.

≈ «Прославляющия Мя прославлю» (1Цар. 2, 30). Прославляется Бог нашею жизнию, любовию, смирением, послушанием, кротостию, терпением, – вот наше сокровище душевное.


Изречения архимандрита Феофана Новоезерского
подготовила Марина Чижова, "Православие.ру"